Манера письма

Здесь доминируют не физические, а мыслительные и духовные способности человека, притом образ строится с сознательным отбором характеризующих общую атмосферу моментов: локальность красочных пятен, разобщенная неподвижность фигур, отсутствие смягчающих контуры отсветов, бликов, дымки,- словно из пространства, в котором они находятся, выкачен воздух - оставляет их в звонкой, разреженной пустоте. Эмоциональный порыв, душевное движение или беспокойство, кажется, не свойственны ни художнику, ни его героям. Контуры формы графически жестки, цвет освобожден от рефлексов и полутонов, сознание героя - от лирических переживаний. Остановленная динамика поворота, полуповорота, жеста как превращенная энергия заставляет ощущать внутреннее, сокровенное напряжение мысли.

Не только манера письма, резко отличная от более ранних работ, но и психологическая характеристика модели, то лучшее и высшее, что ищет в человеческой личности, свидетельствует о новом интересе живописца к духовно-интеллектуальной интерпретации образа. Картина «Студенты. В мастерской» (1964) - яркий тому пример. Портреты друзей и коллег автора словно образуют особый круг сосредоточенности, тишины, погруженности в себя. Замедленны жесты, неспешны ритмы. Широко раскрытые глаза скульптора смотрят мимо нас, в недосягаемую даль. Эти люди обдумывают нечто серьезное, требующее умственных усилий. Размышление и есть их дело и деятельность.


<<< Новый мир

Противоречивые отношения >>>

<<<Оглавление>>>