Человек размышляющий и окружающая его предметная среда

Необходимо отметить, что литературе и кинематографу, по самой специфике этих видов искусства, была доступна та область внутреннего существования личности, которая разворачивается в процессе становления во множественности связей и отношений с окружающим. Многомерность и динамика развития человеческого характера последовательно раскрывалась перед читателем (а при сценической постановке - и зрителем), предоставляя возможность собственного (читательского и зрительского) суждения и выбора.

В системе утверждающей непреложности героического образного строя вопрос о различных точках зрения и правомерности разных жизненных позиций, по существу, не ставился: деятельная личность «полярника», «плотогона», «строителя» несла в себе лучшие черты современника, воплощала нравственно-эстетический идеал. Вступая в борьбу со стихийными силами природы, с неустроенностью или нарушенными нормами социального порядка, центральный персонаж картины, повести, кинофильма всегда был прав. Более того, ему предоставлялась роль судьи над всем неслаженным, мелочным или пошлым в окружающей его действительности. Нам, читателям и зрителям, оставлялась в сущности пассивная роль свидетелей рассказанных или показанных нам событий.

Ситуация несколько меняется, когда мы встречаемся с произведениями, в которых конфликт перенесен из сферы внешнего столкновения героя с природными или социальными силами в область внутреннего несогласия разных представлений о смысле и целях жизни, различных ответов на один и тот же вопрос. Нам неизбежно приходится вступать в развернутый художником спор, произведение как бы предполагает и наше суждение одним из слагаемых конфликтной ситуации. Читательская и зрительская позиция получает гораздо большую, чем прежде, активность.


<<< Литературный портрет дерева

Новый мир >>>

<<<Оглавление>>>