Объективность разностороннего показа предметного мира

Принимая условия определенной системы, художник оказывается свободным в выборе ее содержательной выразительности: все, что составляет привлекательность колористических находок, тонких соотношений и вещности, становится личным творческим открытием.

Объективность разностороннего показа предметного мира не исключала определенного смыслового подтекста. За пристрастием к деревенской утвари, пейзажам старых городов, образами древнерусской архитектуры и северной природы читалось желание напомнить о прошлом, увековечить национальные культурные ценности. Вещи, пейзажный мотив интересовали не только сами по себе. Они становились поводом для выражения широких мировоззренческих представлений. Выбор и характер изобразительных средств определялся и непосредственно жизненными впечатлениями и программно-эстетической позицией автора.

Именно с этой точки зрения крайне интересна и другая характерная тенденция художественного освоения внешнего мира, также опиравшаяся на содержательно-смысловую установку автора. Если до сих пор мы имели дело по преимуществу с материалом естественно-природного, традиционно деревенского окружения человека, с его жизнью и бытом, то теперь центр внимания перемещался в городскую среду с ее специфическими, социально-психологическими характеристиками. Эстетический принцип здесь связывался не с раскрытием чувственно воспринимаемого, зримого облика вещей, но с воплощением внутренней логики сущностных законов материи, конструктивных основ и динамических соотношений формы, объема, пространства, цвета в природе. Пейзаж и натюрморт предоставляли живописцу возможность понять целесообразность строения предметного мира.


<<< Восприятие мира

Выбор предметов >>>

<<<Оглавление>>>