Произведение неизменно дружественных спутников человека

И, может быть, самое главное в образах ожившей и одушевившейся земли (деревьев, зверей, птиц) заключено в чувстве «сопричастности бескрайнему и вечному мирозданию (а именно его «представителем» и является для нас наша природа)». Это очень сложное чувство, «сплав и печали, и радости, и, что скрывать, горести от сознания своей «временности»,- пишет Чайковская. Соприкосновение, встреча персонажей советской прозы с «лесным, луговым, озерным миром» рождает у них «ощущение полноты жизни», единства «прошлого и настоящего», и «это всегда бескорыстное и высоконравственное чувство».

В статье, посвященной судьбам прозы 70-х годов, А. Бочаров, обращаясь к этой же теме, пишет: «Кроме детей и чудаков, коренные основы бытия просвечиваются и анималистическими произведениями», среди которых могут быть названы и повесть черное ухо» (1971), и рассказ С. Залыгина «Корова», и произведения, в драматической кульминации которых оказываются те или иные животные - собаки, голуби, даже рыбы.

Для нашей темы существенно, однако, подчеркнуть, что художественное освоение внешней среды всегда заставляло с особым вниманием относиться ко всем проявлениям одушевленно-полнокровного бытия природы. Не выделяя изображения животных в самостоятельный жанр, такие мастера старшего поколения, как Петров-Водкин, Павел Кузнецов, а позднее Пластов, постоянно вводили в свои произведения неизменно дружественных спутников человека.


<<< Душевное переживание

Дружественные или враждебные, спутники >>>

<<<Оглавление>>>