Обращение к детскому инфантильному сознанию

С появлением новых сюжетных мотивов, с поисками глубоких драматических ситуаций, как бы захватывающих в неком единстве радости, надежды и ожидания людей, с возникновением персонажей - живых носителей, по слову Пушкина, «веселого мира души», значительно расширился диапазон возможностей эстетического разрешения проблемы гармонической личности, способной воплотить восстановленную целостность объективного и субъективного начал бытия в искусстве. По меткому выражению Шукшина, герои прозы и кинематографа (а вместе с ними - и живописи, добавим от себя) принадлежали к той категории людей, которые «потребовали в жизни многого - праздника, мира, покоя и это очень дорого, потому что обнаружить согласие свое с миром - это редкость, это или нормальная глупость, или большая мудрость».

Обращение к детскому инфантильному сознанию, как способ прояснить, свести к первоначально простым элементам излишне переусложненное восприятие современного человека, углубление во внутренние состояния, диалектику души было одним из путей, которым двигалась творческая мысль. Несовершенство и рознь в отношениях и связях между людьми и природой и различные способы эстетического разрешения этих конфликтов находили отражение и в многоплановой разработке праздничной темы, в мотивах «истинного» и «ложного» праздника, в утверждении светлого образа «праздника сердца», чистой поэзии восстановленного миропорядка. Смысл общих устремлений художественной жизни, в сущности, был единым - культурный процесс вел к углублению творческого познания действительности, к ее разностороннему целостному поэтическому преображению.


<<< Однозначность праздничной ситуации

Новый ракурс целостного восприятия мира >>>

<<<Оглавление>>>