Однозначность праздничной ситуации

Рассматривая различные повороты, варианты, сюжетные ходы праздничной темы, мы прежде всего хотели указать на их многообразие как на один, притом весьма значительный, пример развития художественного конфликта. Эволюция праздничных мотивов действительно о многом говорит: героически-обобщающая трактовка темы, выдвигавшая на первый план всенародно-массовые, традиционно-обрядовые и ритуальные формы выражения жизнелюбия и полноты бытия, была расширена и углублена гораздо более сложным индивидуально-персонализированным раскрытием человеческой радости. Акцент был перенесен на личное переживание, воплощенное авторской лирической интонацией, переданное героям произведения, их отношениям друг к другу, к природе и всей предметной среде.

Однозначность праздничной ситуации сменялась диалектикой драматических психологически напряженных коллизий, в которых конкретный жизненный сюжет, нередко обогащенный элементами фольклорно-мифологического порядка, получал значение художественно-философского обобщения, как бы сплавляющего воедино два изобразительно-повествовательных плана - образно-понятийный (творческая фантазия) и реально бытовой (конкретное событие). Частное, порой глубоко интимное чувство радости переплеталось, озвучивалось, получало неожиданно высокую интонацию благодаря социально-историческому фону, неотделимой от субъекта реальной среды, в которую художник погружал своего героя. Перед глазами невольно встает картина В. Попкова «Майский праздник» (1972), где за спиной маленькой девочки, самозабвенно прыгающей через свою скакалку, в беспредельную даль простирается не просто пейзаж, но, кажется, вся страна - родная земля, отмеченная неизгладимой печатью нелегкого времени, которое она пережила и вынесла.


<<< Праздник сердца

Обращение к детскому инфантильному сознанию >>>

<<<Оглавление>>>