Живопись и рисунок

Живописью и рисунком он занимается у Николая Христофоровича Максимова (ученика П. П. Копчаловского) и у Сергея Михайловича Романовича, интереснейшего художника и человека (последователя Михаила Ларионова). Максимов -приверженец французской живописи, барбизонцев, импрессионистов; Романович страстный почитатель древнерусской иконописи, портретов Д. Левицкого, О. Кипренского, живописи Н. Г и особенно В. Сурикова. Различие ориентации педагогов шло на пользу ученикам. Они могли выбрать, чья позиция кому из них ближе, а пока что основательно изучали и русскую и западную живопись, внимали рассказам своих учителей об искусстве и философии вплоть до Сократа и Платона.

По мнению В. Ф. Рындина (учившегося на том же курсе), в программе мастерских были серьезные пробелы - руководители не уделяли должного внимания работе с натуры, не требовали, чтобы студенты как следует овладевали основами рисунка.

Позднее Щукин наверстает упущенное. А вот добрые зерна, заложенные первыми наставниками, воспитание истового и честного отношения к творчеству неоценимы в годы становления. Романович поощрял непосредственность чувства и доказывал, насколько это важнее, чем изысканность технических средств и виртуозный блеск исполнения. Опора его на классику, понимание живописи как формы воплощения духовного, внушение ученикам, что только «правда чувства... открывает то, что скрыто, только искренность спасает от ошибок и только любовь к действительности ведет к реализму в высшем смысле», и, наконец, личный пример фанатичной преданности искусству - пали на благодатную почву. Работы Щукина воронежских времен не сохранились, но, судя по дальнейшему, влияние Романовича оказалось стойким.


<<< Грандиозный митинг учащихся

Во Вхутемасе >>>

<<<Оглавление>>>