Щукинские эскизы

Если критерием оценки декорации (что вполне резонно) считать совпадение изобразительного строя с образом, содержанием, стилем пьесы, то тогда щукинские эскизы, пожалуй, уязвимы.

Если же исходить изнутри, из логики его эволюции, его умонастроения, правомочен вывод: эскизы к постановкам- предлог высказать свое заветное слово. Интермедии, будто как раз для Щукина изобретенные, давали простор полному и всестороннему «самовыявлению». Вот где студент вправе почувствовать себя властелином, единым в трех лицах: он - и автор, и режиссер, и художник. Не связанный ни текстом пьес, ни конкретной действительностью, он находится на грани театра и живописи, сцены и жизни, существующего и невероятного, непринужденной, раскованной фантазии и сосредоточенных размышлений о реальном.

В четырех сохранившихся театральных композициях и интермедиях сталкиваются и сопрягаются противоположные полюсы искусства Щукина - драматически окрашенный психологизм, сарказм, гротеск, и его второе «я» -окрыленное, легкое, озорное.

Ранняя из театральных композиций, датированная 1926 годом, иролагает мост между театром и станковой живописью. В набросках костюмов «Кармен» Щукин инстинктивно уже пытался установить такое содружество. То, что год назад шло от бесчинства молодости, нарушающей общепринятое, теперь утверждается сознательно и программно. "Итак, на полотне - церковь о трех куполах под низко нависшим небом. Что это? Пейзаж с натуры? Такую церковь не сыщешь в русском зодчестве. Эскиз декорации? Сомнительно. Цепкий магнит держит массив здания на первом плане холста. Чересчур мала для игровой площадки узкая кромка травы перед собором.


<<< Интермедии

Архитектурная композиция >>>

<<<Оглавление>>>