Скульптурность архитектурного объема

Во-первых, художник скован, будучи вынужденным действовать в пределах обязательного, подчинять свое, рвущееся из души, должному, требуемому для целостности спектакля. А ему, как воздух, необходимо право «вольничать». Во-вторых, интерьер - мотив, далекий Щукину. (Интерьеры «Горя от ума» и «Женитьбы» - исключение в его практике.) Ему неведомо чувство спокойной незыблемости обыденного, умиротворенности размеренного, налаженного быта. Равнодушен он и к проблеме глубинного построения живописного и сценического пространства. Отдаленным фонам и открытым горизонтам, уходящим перспективам и дальним планам предпочитает экстерьер, скульптурность архитектурного объема, структуру соподчиненных объемно-силуэтных форм, динамические ритмы живописного рельефа или орнаментальный узор поверхности.

В эскизах декораций к комедии Грибоедова заметно, как он мечется между Сциллой - найти изобразительный эквивалент среде, воссозданной пьесой, и Харибдой - не поступиться собственными принципами.

Комната выстроена на очень узкой полосе переднего края. Всемерно сокращено и уплотнено пространство. Мебель, архитектура хранят приметы стиля начала 19 века, но классицизм переиначен на свой манер. Вместо нарядных апартаментов дома Фамусова тесная, душная комнатенка. В беспорядке сгрудились вещи. Сошли с привычных мест. Поверху расплылось мутное пятно. Стройные, правильные пропорции, тектоническая ясность классицистической архитектуры сбиты асимметрией неуклюжих колонн, дробными членениями стен, аритмией съехавших набок балюстрад и ничего не поддерживающих столбов. Кое-где бросают мертвенно-желтый свет . пухлые люстры. В углублениях темнота. Дрожат лишь неверные блики гаснущего холодного вечера. В бесприютном, захламленном мирке, где все навевает уныние, хоть кто взвоет от тоски. В самый раз прозвучать здесь словам Чацкого:


<<< Гармония колорита и образа

Тема конфликта героя и среды >>>

<<<Оглавление>>>