Мертвая натура

Можно с равным успехом гадать - бесконечно здесь пространство или уплощено до предела. Художник не притязает соревноваться с природой, отлично понимая, что воссоздание иллюзорной среды - способ изображения, столь же условный по отношению к подлиннику, к натуре, как и любой другой в искусстве, - ведет лишь к жизнеподобию, удаленному от истинной правды. Правды творческой. Уж что-что, а такое понимание искусства во Вхутемасе сумели воспитать. Щукин переорганизовывает реальное пространство в особое, замкнутое, обладающее своим притяжением - в пространство картины. Здесь он полновластен. Преображает все своим отношением.

Да, перед ним «мертвая натура». Нож и вилка воткнуты в рыбий бок. Рядышком тонкие стрелки лука. Однако поджаренная рыбина эта возбуждает не аппетит, а сочувствие. С тоской взирает она мертвым, но таким живым, печальным глазом. Пусть подобная сердобольность художника наивна. Но не может он отнестись к изображаемому только как к объекту живописи. Профессиональное овладение материалом и техникой письма соединялось в Щукине с трогательным простосердечием, обычно присущим детям и народным мастерам. Человечность, помноженная на способность одушевлять неодушевленное, открывает за видимым, предметным иной пласт ассоциативный, поэтический. В зыбком свете, в струящихся, вибрирующих мазках, в среде, не определимой границами, в переливах чешуи рыбины видится море, а не яство на столе.


<<< Определенность и незыблемость материально

Лицо художника >>>

<<<Оглавление>>>