Глубинная композиция

Щукин представляет пространственную сферу картины как бесконечность. Твердь земли с темными домами на ней - не предел. Как не предел вознесшийся светлый дирижабль. Туман, поглотивший верхушку дальней башни, крыши распластанных на земле домишек, еще ниже речка во мраке, затерянные впотьмах редкие островки мглистого света, блуждающие огни окошек лачуг, ушедших в землю, - погружение в топкую низину дремлющего, замершего города, погружение в глухую ночь. К дирижаблю - взлет вверх, а там еще выше, в совсем невесомую среду, где тает разреженный воздух в заоблачных высях.

Глубинная композиция не знает и предела в глубине - горизонта. Мы следуем по оси вглубь и возвращаемся вспять по выгнутому куполу небосвода. Нас ведут волны света, вытесняющего тьму, что стелется внизу. И не дано заметить, где соединяются эти встречные потоки.

На нашем пути не стоят вешки, как было то в «Аттракционе». Все во всем, все взаимопроницаемо. Течение времени и беспредельность пространства - содержание полотна. Это Универсум, вселенная, не обозначимая границами. Нет черты, отделившей темноту от света. Нет линий, обрисовавших предметы. Свет проникает в цвет. Свет полони г мрак. Мрак рассеивается. Объемы, формы, контуры растворяются в полусвете-полутьме. Это мир, сотканный из самой зыбкой, летучей материи - из воздуха, мир волшебный, призрачный. Дирижабли, аэростаты, самолеты, парашюты - мотивы, распространенные в стихах, в кино, в живописи того времени. Упомянем хотя бы родоначальника и «поэта авиации в живописи» А. А. Лабаса, произведения А. А. Дейнеки, А. Г. Тышлера, Н. А. Шифрина - молодых художников, сплоченных дружбой, начавшейся в ОСТе и продолженной объединившим их жадным интересом к открытиям двадцатого века, неотступным желанием самим стать открывателями новых пространственно-временных форм, чтобы выразить современный взгляд на современность.


<<< Приходила зрелость

Дирижабль над городом >>>

<<<Оглавление>>>