Щукин, склонный к парадоксам

Щукин, склонный к парадоксам, как бы дезориентирует зрителя. Прочные устои конструкции видны - на них все держится, и незаметны совсем - впаяны в орнаментальный узор, образуемый из несметного числа изобразительных мотивов, мозаики ярких пятен, взаимоналожения ячеек. Благодаря тонко продуманному чередованию и ритму пятен, не только резко контрастных по цвету, но по-разному поглощающих и отражающих свет, то, что находится ближе к нам, вобрано внутрь, что отдалено, выступает вперед. «Дезинформация», не согласуемая со здравым смыслом бытового опыта и условностями линейной перспективы, но зато превосходно согласуемая с законами живописи и знанием оптических свойств цвета, поддерживает в нас возбуждение, вызванное таинственной атмосферой балаганчика.

Сваи конструкции расплавляются в горниле чувства, взбудораженного гротескным взаимопревращением комического и устрашающего, что, к слову сказать, в чем-то близко лежит, как это ни парадоксально, и к Шагалу, и к народному творчеству.

С другой стороны, воспитанное во Вхутемасе умение активизировать силы внутреннего сцепления смыкается с игрой, без чего «Аттракцион» не был бы аттракционом. На сей раз, строя здание картины, Щукин играет в кубики. Сводит их вместе или разъединяет. Кубики пересекаются, наслаиваются, меняют направление. Из кубиков складываются блоки малые и большие. Большие дробятся, малые укрупняются.


<<< Ошеломленные эффектным зрелищем

Непростые кубики >>>

<<<Оглавление>>>