Первые самостоятельные шаги в искусстве

Первые пятнадцать лет истории русского искусства XX века выдвинули славную плеяду превосходных и более чем разнообразных мастеров, отмеченных сильной и яркой индивидуальностью, таких, как А. Голубкина, К. Петров-Водкин, А. Остроумова-Лебедева, Б. Кустодиев, П. Кузнецов, Н. Андреев, А. Матвеев, С. Коненков, И. Машков, П. Кончаловский. Все они в дальнейшем прочно вошли в историю советского искусства, в историю советской культуры. К этой славной плеяде принадлежит и Мартирос Сарьян, мягкий, молчаливый и бесконечно скромный человек и взыскательнейший художник, с самых первых шагов своей творческой деятельности уже отмеченный московской художественной критикой.

Время, когда Сарьян и его сверстники делали свои первые самостоятельные шаги в искусстве, было трудным, сложным и противоречивым. Проигранная война с Японией, поражение революции 1905 года, тяжелая политическая реакция породили в широких слоях русской художественной интеллигенции атмосферу мрачную и удушливую. Мистическая философия, богоискательство, с его жеманством, эротизмом и уходом от жизни, символизм с его надломами и загадочными выдумками - все это было в ходу и легко могло охватить всякого, кто входил в круг искусства. Немногие могли этому противостоять, оставаться самими собой и из поддаваться аксиоме дешевой славы: «Чтобы быть замеченным, надо, чтобы тебя заметили». Сарьян был в числе тех, кого не коснулась эта аксиома, чьи глаза не застлал угар декадентства, а выдумки символизма не заставили свернуть с пути, на котором поиски истины и жизненной правды были важнее шумного, но дешевого и пустого успеха. Слишком целостной и органичной была его натура, и дарование его было необычным и непохожим на те, которые встречались вокруг.


<<< Народный художник СССР

У настоящих, отмеченных большим даром >>>

<<<Оглавление>>>