В Париже художнику и легко, и трудно

А однажды я встретил одного из своих ростовских учеников, Шацмана. Он поселился в Париже якобы для усовершенствования в своей профессии, а скорее, чтобы вкусить сладость богемной жизни. Он вел жизнь свободного художника, но чувствовалось, что материальные-то основы у него весьма шаткие. В Париже подвизались многие тысячи подобных искателей счастья, но удача, как синяя птица, оставалась для них несбыточной мечтой. Реальная жизнь показывала им оскаленную пасть, мечты угасали, и искатель счастья бывал вынужден для того, чтобы влачить хоть сколько-нибудь сносное существование, прибегать к любому средству, переносить любое унижение.

В Париже художнику и легко, и трудно приобрести известность. Смотря по обстоятельствам. Можно, например, встретить делового и имеющего вес маршала, который из своих же интересов поможет художнику выдвинуться. Нужно много денег и для того, чтобы завязать связи, и для организации выставок, и для создания имени, если, конечно, существует необходимое условие для этого- талант. Деньги нужны и для того, чтобы обозреватель поместил в прессе благожелательный отзыв о тебе. Что может еще красноречивее дать представление о художественных нравах Парижа? Не случайно, что даже художники, подобные Клоду Моне, составляющие сейчас гордость Франции, в свое время погибали от голода, а многие бездарные маляры удостоились орденов, положения, славы. Таков Париж. Горе здесь тому, у кого нет денег!


<<< Человек, живший раньше разгульной, богемной жизнью

Мой дорогой учитель >>>

<<<Оглавление>>>