Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.10

Мера и красота!

На краю деревни Цивозеро в Архангельской области стоит колокольня.

Прямо на земле восьмерик примерно на 25—30 венцов из толстых крепких бревен. Наверху сруб расширяется небольшим повалом. На нем по углам поставлены резные столбики, поддерживающие зубчатые полицы и шатер с главкой. Превосходно найденные пропорции создают выразительный силуэт здания, в котором воедино сплавлены ощущение чисто крестьянской силы, идущей от земли, и устремленность вверх стройных высотных форм.

Мы не найдем здесь изощренного, виртуозного мастерства строителей. Углы восьмерика рублены «в обло», бревна тесаны словно нарочито небрежно, грубовато: их выступающие концы одни длиннее, другие короче

Рисунок здания начертан не под линейку и отвес, не безликими линиями чертежа, а живым, трепетным и неровным штрихом художника. Но быть может, именно эта непринужденная «корявость» и придает цивозерской колокольне неповторимое своеобразие подлинно народного примитива, редкостную пластичность, интимность и то обаяние старины, подделать которое невозможно. Через три с лишним столетия (колокольня построена в 1658 году) мы очень живо представляем себе безвестного двинского плотника, оставившего добрый след на родной земле.

Еще старше колокольня в Кулиге-Дракованове на Северной Двине: ученые датируют ее XVI веком. Она во многом схожа с цивозерской, но более грандиозная, стройная и утонченная по своим пропорциям.

Высокий восьмерик покоится здесь не на земле, а на широком приземистом четверике. На этом постаменте возвышается восьмигранный столп с традиционным повалом, открытым «звоном» и шатром строгой и благородной формы. Прозрачный ажур резных столбов и зубчатых тесовых полиц подчеркивает цельные, нерасчлененные массы основных архитектурных объемов, усиливает общее впечатление горделивой, несколько суровой неприступности. Если бы не главка с крестом, то колокольню можно было бы принять за одну из тех сторожевых башен, которые в старину охраняли русские города и села. Во всяком случае, это их «родная сестра»: в ее облике явственны «семейные черты» мужественной строгости и воинской простоты. И в то же время где-то — чуть-чуть! — проступает женственное изящество, душевная теплота.


<<< Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.9

Колокольные звоны. Деревянные церкви Руси. ч.11 >>>

<<<Оглавление>>>