Проблема социального портрета



Здесь в скульптурных портретах даны герои, передовики социалистических форм труда. Рабочие, посещающие Парк культуры и отдыха, видят в шеренге ударников лучших представителей своего класса.

Даже в этой неполной зародышевой форме показ ударников в скульптурных образах является сильнейшим массовым средством агитации за социалистическую стройку, соревнование и ударничество.

Проблема социального портрета, показ нового, рожденного революцией человека, ударника социалистической стройки, вырастает далеко за пределы протокольной фиксации конкретных черт изображаемого; в них и через них должен быть выявлен новый человеческий тип, должны быть показаны основные черты класса - строителя социализма. Перед нами встает задача не только аналитического порядка, как это мы имеем в психологическом портрете, но и задача обобщающая, синтетическая. Само существо проблемы выводит ее из формы замкнутого, интимного, камерного искусства. Портрет ударника создается не для тихого кабинета, не для успокоенных залов музея. Его назначение - выделить лучших борцов, строителей нового общества, сделать их известными широким массам, заразить эти массы примером их воли, их упорства, их трудового энтузиазма. Страна должна знать своих героев. Само существо проблемы показа ударничества в портрете переводит решение этой проблемы в плоскость агитационно-пропагандистского монументального искусства. Задача, стоявшая перед инициаторами «Аллеи ударников», была, несомненно, актуальной. Удачна была и идея расположения «Аллеи ударников» именно в Парке культуры и отдыха, в месте, посещаемом сотнями тысяч трудящихся.


<<< Постановление об организации «Аллеи ударников»

Техническое выполнение и экспозиционное размещение >>>

<<<Советская скульптура>>>