Образ Ленина, насыщенный волей



Работа над портретом Ленина требует, прежде всего, от скульптора, осознания роли, исторического значения Ленина, внимательного изучения всех материалов, для создания реалистически-правдивого образа, глубокой серьезности в работе, чувства особой ответственности, иначе расплатой будет внешнее поверхностное решение темы, которое может случайно удовлетворить современников, иметь временный успех, но которое неминуемо обнаружит в дальнейшем свои слабые стороны.

Нет нужды подчеркивать, что работа над ленинским портретом направляла художников на поиски реалистического решения темы; она укрепляла реалистические тенденции в советском искусстве, делала невозможными рецидивы абстрактного формализма, враждебного искусству, насыщенному идейным содержанием.

Одной из самых ранних и ценных попыток создать монументальный образ Ленина является работа Шадра над памятником на ЗАГЭС (1924- 1926) . Расположенный на месте слияния Куры и Арагвы, на фоне величественной панорамы Кавказских гор, памятник доминирует в пространстве, являясь завершающим звеном живописно-архитектурной композиции, куда основным элементом входит плотина ЗАГЭС с шумящими ее водами. Именно здесь, на этом месте покорения человеком сил природы, подчинения их его разумным целям, воспринимается особенно ярко образ Ленина-строителя, выявляется несокрушимая сила, воля к борьбе и победе, ему присущие. Шадр сумел создать образ Ленина, насыщенный волей и страстью, экспрессивный, запоминающийся. Недаром памятник очень быстро приобрел широкую популярность.


<<< Смерть Ленина

Облик Ленина в трактовке Козлова >>>

<<<Советская скульптура>>>