Скульптор Меркуров



Скульптор Меркуров возводит в 1920 году в Симбирске памятник Марксу из гранита; скульптор Чайков ставит в 1919 году в Киеве памятники Марксу и Либкнехту (вскоре разрушенные белыми) и в 1921 году памятник Марксу (из бронзы), существующий и поныне. Можно было бы привести и другие примеры.

Какой вывод можем мы сделать из всего предыдущего? Тот, что в труднейших условиях борьбы за свое существование, когда голод, разруха промышленности и транспорта подрывали хозяйственные ресурсы государства, когда нескончаемые интервенционистские покушения империалистов, гражданская война, вспыхивающая на юге, западе, севере, востоке, вооруженные контрреволюционные выступления, бандитизм, махновщина заставляли молодую Советскую республику напрягать все свои силы, чтобы отстоять свое существование, пролетарская власть, следуя гениальному руководству Ленина, смогла уделить внимание вопросам искусства, вопросу использования искусства, в частности скульптуры, как орудия политической пропаганды, как мощного средства политического и культурного воспитания масс, смогла поставить перед искусством задачу выразить весь пафос, всю глубину исторического переворота. Благодаря энергичной инициативе Ленина очень рано было осознано значение монументальной пропаганды; это дало значительному головному отряду скульптуры - монументальной скульптуре - большую ясность пути, большую целеустремленность, политическую действенность, чем станковым формам искусства этой эпохи, переживавшим в эти годы полосу жестокого кризиса, болевшим формалистическими уклонами, унаследованными от «передовых» течений буржуазного искусства.


<<< Порождение ленинской гениальной мысли

Советская скульптура 20-х годов >>>

<<<Советская скульптура>>>