«Новаторские» течения



Она учится в мастерской Бурделя, учится упорно и успешно. Много приносит общение с Бурделем; живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика раскрывают ей новые горизонты, развивают чувство пластической формы; но, пожалуй, еще больше учится Мухина в музеях - в неисчерпаемой сокровищнице Лувра, в музее сравнительной скульптуры Трокадеро, в восточных музеях Чернуски и Гиме. Египет, Индия, Греция, Ренессанс раскрывают ей различные художественные системы; Мухина не только восхищается памятниками прошлого, она анализирует их, вдумывается в закономерности, свойственные различным стилевым проявлениям. Прислушивается Мухина и к голосам современности. Они были сложны, разноречивы; предвоенные годы - это эпоха шумной борьбы, которую ведут «новаторские» течения - фовисты, кубисты - против академического натурализма; это эпоха развертывания различных формалистических экспериментов. Реалистическая передача натуры принципиально отвергается. Воинствующий рационализм, абстрактный и схематический, все более овладевает умами молодежи. Мухиной пришлось сталкиваться с проявлениями этих тенденций, они окружали ее, волновали самоуверенностью своих утверждений. Здесь крылись отрицательные стороны ее пребывания в Париже. Мухина не теряет, однако, осторожности, критического подхода к «левым» исканиям; присматриваясь к ним, стараясь разобраться, осмыслить их, она не прекращает упорной работы с натуры, внимательного изучения музеев.


<<< Работая по живописи и рисунку

Титаническое творчество >>>

<<<Советская скульптура>>>