«Импрессионистическая» манера лепки



В бурной «импрессионистической» манере лепки, в нервных впадинах, в нетерпеливой смятости формы чувствуются порыв, страстность, одушевлявшие художника. Схвачена пронзительность толстовского взгляда, напряженность его ищущей и тревожной мысли. Манера выполнения этой работы, ее фактура делают ее мыслимой только в глине и в материалах, в которых глина точно передается (бронза, гипс).

С особым увлечением работал Королев над воссозданием образов деятелей революционного движения XIX века; для Музея революции в Москве скульптор создал ряд монументальных бюстов - портреты Бакунина, Лаврова, Желябова и других, все они выполнены в материале дерева и именно в этом материале звучат с особенной силой.

Наиболее ранним в этой серии является бюст Бакунина (гипс, 1925, вырезан в липе в 1926 г.). Всего шестилетие отделяет этот портрет от куби-стического памятника Бакунину 1919 года. Видишь, какой путь проделал за это время художник, как несхоже с прежним его новое толкование образа Бакунина. Символическая борьба объемов, динамика сдвинутых плоскостей сменились реалистически . выразительной характеристикой, вскрывающей основные черты психики изображенного. В повороте, наклоне вперед головы, как бы надвигающейся на зрителя, в неправильных, но мощных формах лица, в экспрессии взгляда, в буйной растрепанности волос чувствуется характерный для Бакунина бунтарский напор, энергия, способность к борьбе; вместе с тем, подчеркнуты страстность натуры, дезорганизованность мышления, воли.


<<< Монументальный бюст Л. Толстого

Наряду с портретами Ленина >>>

<<<Советская скульптура>>>