Монументальный бюст Л. Толстого



Портреты жены трактованы большею частью общо, в них превалируют, в первую очередь, чисто пластические задачи, искание портретного сходства отходит на задний план. В портрете Хвойника скульптора интересовала прежде всего психологическая характеристика модели. По методу работы портрет Хвойника типичен скорее для группы «воображаемых» портретов. Конечно, Хвойник позировал перед скульптором в течение нескольких сеансов. Но основное было сделано потом, «по памяти», «по воображению». Отсюда цельность образа, его необычайная экспрессивность; отсюда же и известные преувеличения, акцентирование отдельных, наиболее характерных черт.

«Воображаемый портрет» - вот та область, где талант Королева развертывается особенно свободно; не связанный мелочным копированием деталей, он схватывает основное, характерное в образе, он создает его убедительное и эмоционально-захватывающее воплощение. Королев внимательно знакомится со всеми иконографическими и литературными материалами, относящимися к изучаемому явлению, но когда он приступает к работе, он отбрасывает непосредственное следование материалам и стремится передать тот образ, который властно утвердился в его сознании. Он не боится коренных переделок, полного уничтожения работы, если она не отвечает требованиям, которые у него сформировались. Так, безжалостно были уничтожены предварительные работы к портрету Толстого, покуда не был создан «единым дыханием» монументальный бюст Л. Толстого в Ясной Поляне (1928), останавливающий напряженностью, глубиной схваченной жизни и страстной динамикой выполнения.


<<< Портреты с натуры и портреты «воображаемые»

«Импрессионистическая» манера лепки >>>

<<<Советская скульптура>>>