История возникновения и проведения ленинского плана



Небывалый заказ на памятники «великим людям в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства» (из постановления Совнаркома от 17 июля 1918 г.) привлекает внимание историка грандиозностью и глубиной идеи, невиданным размахом, необычайным оживлением, которое он вызвал в художественном мире обеих столиц. Не меньшее внимание должно вызвать выяснение причин тех неудач, которые были в его реализации. Гениальная мысль Ленина, выдвинувшего на первый план, в период засилья в искусстве символизма, стилизации и абстрактного формализма, задачу искусства как великого агитатора и воспитателя масс, в силу ряда исторических причин осталась не воплощенной в полноценных образах, не осознанной художниками до конца или в некоторых случаях искаженной.

История возникновения и проведения ленинского плана монументальной пропаганды в достаточной степени освещена, и мы можем ограничиться сжатым ее изложением. "Как засвидетельствовал А. В. Луначарский в статье «Ленин о монументальной пропаганде» («Литературная газета», 29 января 1933 г.), В. И. Ленин впервые изложил свою мысль в беседе с ним, происходившей в начале 1918 года; речь шла о привлечении скульпторов к созданию временных, хотя бы из гипса или бетона, произведений - бюстов, фигур, групп, барельефов.


<<< Советская скульптура. Ленинский план монументальной пропаганды и советская скульптура первых лет революции

Директивные указания >>>

<<<Советская скульптура>>>