Синтез «социал-демократизма» и «мистицизма»

Нельзя без внимания оставить и слова Н. Минского о том, что «старые рыцари тенденциозной живописи, столпы передвижных выставок, с первым громом революционной грозы попрятались по углам». Для опровержения этой явно злонамеренной клеветы, не говоря уже о И. Е. Репине, на творчестве которого в период 1905-1907 годов мы остановимся ниже, достаточно назвать полотна одного из старейших участников выставок передвижников В. Е. Маковского - «Похороны жертв Ходынки» (1896-1901), «Допрос революционерки» (1904), «9 января 1905 года на Васильевском острове» (1905-1907), «Спорный вопрос» (1906), «Бюрократы» (1907); произведения его младшего товарища, первого певца российского пролетариата Н. А. Касаткина - «Тревожное (9 января)» (1905), «Похороны Баумана» (1905), «Последний путь шпиона» (1905), «Атака завода работницами», «Женщины и дети. Стачка» (1906); картины их младших современников - И.П.Богданова, В. И. Бакшеева, Л. В. Попова, И. В. Орлова. Особо следует сказать о старом передвижнике, убежденном реалисте В. Д. Поленове, который вместе с В. А. Серовым подал протест против расстрела 9 января, а в период декабрьского вооруженного восстания помогал раненым и писал этюды революционной Москвы. Правда, не все эти произведения в связи с запретами царских властей удавалось показать на выставках, но сведения об их создании, а иногда и репродукции, все же попадали в печать и этого нельзя было не заметить!

Необходимо помнить, что среди передвижников, как и художников «Мира искусства», были лица, далекие от революции, но это не дает никому права искажать идейно-творческие позиции передвижничества в целом в конце XIX - начале XX века. Такая неверная позиция нашла выражение в посмертно опубликованной книге известного искусствоведа А. М. Эфроса. Там, где идет речь об искусстве 1890-1900-х годов, утверждается, что «передвижническая эстетика стала теперь методом прикрашивания действительности - «декорирующим реализмом.


<<< Адская почта

Мир искусства >>>

<<<Оглавление>>>