Вслед за третьестепенными поэтами

В советском искусствознании уже достаточно давно и прочно выработалось положение о том, что борьба двух культур в конце XIX - начале XX века «проходила не только между определенными художественными группировками, но и внутри них, не только между отдельным мастерами и критиками искусства, но и в самом их творчестве, в котором обнаруживаются подчас очень разноречивые тенденции». Естественно, что отражение первой русской революции с) разной степенью идейно-художественной глубины и остроты происходило не только в петербургском журнале художественной сатиры «Жупел» и его продолжении «Адская почта», но и во многих журналах аналогичного рода, о существовании которых нельзя было не знать. Правда, художниками этих журналов, иногда более тесно связанных «с представителями крайней оппозиции», чем «Жупел» и «Адская почта», чаще всего были не «утонченные эстеты», а «здоровые реалисты», но этого Н. Минский предпочитает не замечать. Более того, весьма трудно отнести к «утонченным эстетам» наиболее активных и значительных художников «Жупела»- В. Серова, Б. Кустодиева, И. Билибина, Д. Кардовского, М. До-бужинского, Е. Лансере. Большинство из них были учениками Репина, а Б. Кустодиев даже помогал ему создавать картину «Торжественное заседание Государственного совета», которую Н. Минский с целью представить Репина реакционером противопоставляет знаменитой темпере В. Серова «Солдатушки, бравы ребятушки...».


<<< Роль предсказателя

Адская почта >>>

<<<Оглавление>>>