Борьба в конце XIX - начале XX века

Статьи эти и развернувшаяся вокруг них полемика в печати, касавшаяся не только творчества Ярошенко, но и общих вопросов оценки передвижничества, не могли пройти мимо внимания Ленина. Ведь он сам и в 1890-е годы, и позднее активно боролся, с одной стороны, за идейное наследие революционных демократов с поздними народниками, извращавшими его, а с другой - с буржуазными декадентами и веховцами, вообще это наследие отвергавшими.

Эта борьба в конце XIX - начале XX века приобрела особую остроту. Все более ожесточенным нападкам стало подвергаться не только творчество Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, но и многие произведения художников-передвижников, особенно тех, которые поднимали острые социальные проблемы.

В статьях мистиков, символистов и декадентов, в большой книге А. Волынского «Русские критики» (1896), на страницах журналов «Северный вестник», «Начало», а затем и «Мир искусства», наконец, в известной книге А. Бенуа «История русской живописи в XIX веке», пропагандировался принцип «искусство для искусства», а подчас и открыто провозглашались идеалистическо-религиозные основы искусства.

Хотя с тех пор прошло свыше восьмидесяти лет, приходится отмечать, что отголоски некоторых взглядов этого рода находят кое-где отражение и в наши дни.


<<< Творчество русских художников

Ленинские критерии >>>

<<<Оглавление>>>