Коммуна подавлена

Между тем объективное исследование и правдивый показ неумирающего революционного реалистического наследия может помочь и художникам современной Франции в верном выборе их творческого пути.

По-иному, чем буржуазные искусствоведы и различные ренегаты марксизма, относились и относятся к Парижской Коммуне, к ее искусству, к памяти о ней, к созданным ею традициям, подлинные революционеры и марксисты-ленинцы. В свое время во Франции революционными социалистами и коммунистами изучались и популяризировались художественные традиции Парижской Коммуны. Немало репродукций картин и скульптурных произведений, связанных с борьбой пролетариата Франции за свое освобождение, и открыток с их изображением издавалось и в нашей стране в период революции 1905-1907 годов и позднее. Огромное значение для понимания традиций Парижской Коммуны в искусстве имела и имеет напечатанная в «Правде» в начале 1913 года статья В. И. Ленина, посвященная памяти автора «Интернационала» Эжена Потье.

«Коммуна подавлена.., а «Интернационал» Потье разнес ее идеи по всему миру,- писал Ленин,- и она жива теперь более, чем когда-нибудь».

Памяти Парижской Коммуны посвящали свои произведения и некоторые художники нашей страны. Одним из первых среди них был И. Е. Репин. К памяти Парижской Коммуны и к социалистическому движению сочувственно относился В. Д. Поленов, а работавшие в России видные граверы - латыш А. Даугуль (1830-1899) и К. Р. Вей-срман, помещавшие свои работы в журнале «Всемирная иллюстрация», подчас стремились, несмотря на общее консервативное направление этого еженедельника, правдиво показать мужество защитников Коммуны, возмущение жестокостью версальских палачей65.


<<< Характеристика, данная видным советским историком искусства М. В. Алпатовым

Памяти Парижской Коммуны >>>

<<<Оглавление>>>