Боевые традиции политической графики

Боевые традиции этой политической графики, связанной с интересами пролетариата и всех трудящихся, через два десятилетия были подхвачены во Франции знаменитым художником Т.-А. Стейнленом; они так или иначе отразились в революционной политической графике Франции 1920-1930-х годов и продолжают развиваться в работах прогрессивных мастеров наших дней - Б. Таслицкого, Ж- Эффеля, Л. Митель-бера, Ж.-П. Шаброля и др.

Политическую графику Парижской Коммуны ценили и ценят не только во Франции. Она еще в начале 1870-х годов привлекла к себе внимание В. В. Стасова, и он при содействии русского революционера и ученого, участника Коммуны П. Л. Лаврова способствовал приобретению петербургской Публичной библиотекой большой коллекции политических рисунков и карикатур. Внучка В. В. Стасова С. В. Медведева-Петросян сообщала, что и в дальнейшем «все, что ему удалось добыть при неоднократных посещениях Парижа в смысле периодической литературы, плакатов и листовок, относившихся к Парижской Коммуне, он сдал в Публичную библиотеку». Немало сделали для популяризации графического наследия художников Парижской Коммуны и советские исследователи, а мастера нашего изобразительного искусства подчас плодотворно используют опыт своих французских предшественников.

Однако живопись и скульптура Франции, связанные с Парижской Коммуной, как современные ей, так и более поздние, и в самой Франции, и в других странах, в том числе и у нас, известны гораздо меньше. Свою роль в этом сыграло отношение к боевому революционному искусству господствующих буржуазных кругов, любыми путями стремившихся изгладить память о нем.


<<< Возвращаясь к Парижской Коммуне

Политическая графика Парижской Коммуны >>>

<<<Оглавление>>>