Революционные темы

В столице страны Петербурге в 1906-1907 годах легальным выпуском революционных открыток занимались также издательства А. Р. Фрейнкеля, В. А. Метальникова и другие, а наряду с ними существовали также и различные нелегальные и полулегальные издательства, связанные с тон или иной политической партией или организацией. Подобным же образом дело обстояло к в Москве, и в других городах.

Показательно, что в Москве, вплоть до своего ареста в декабре 1906 года, продолжал создание и распространение открыток художник-сатирик, по профессии врач-стоматолог, М. М. Чемоданов.

Несмотря на поражение Декабрьского вооруженного восстания 1905 года, он еще в июле 1906 года был преисполнен надежд на грядущую победу революции. В образе витязя на коне, поражающего черное чудовище реакции, в рисунке «За народную свободу!» он показал революционный парод. Примечательно, что на копье витязя помещен выдвинутый В. И. Лениным лозунг «Врозь идти, вместе бить». Таким образом ставился вопрос о необходимости общего удара по самодержавию при сохранении самостоятельных классовых задач пролетариата в революции. Эта и подобные ей открытки помогали популяризировать большевистские идеи.

О том, что революционно-освободительное движение не подавлено, что народ надеется победить самодержавие, свидетельствовала довольно типичная для тех лет открытка «Освобождающаяся Россия», решенная в символико-аллегоричсском духе.


<<< Агитационные цели

Революционно-освободительное движение >>>

<<<Оглавление>>>