Отказ В. М. Васнецова

Солидарность М. В. Нестерова с В. М. Васнецовым, конечно, нельзя рассматривать в отрыве от его творчества в этот период (работа над картиной «Святая Русь». 1901 -1906), от всех его весьма противоречивых взглядов этой поры, на которые тоже наложила свой отпечаток борьба двух культур.

В декабре 1905 года в письме своему знакомому, ялтинскому врачу Л. В. Средину он писал: «Чем ближе всматриваешься в события нашей родины, тем яснее и ярче понимаешь их, и они захватывают своей мрачной красотой. Воистину настает народный «страшный суд» над неправдой, над всяческой ложью нашей интеллигенции... В данный момент, быть может, и нет выхода иного, как выслушать трагическую волю народную, его суд и приговор... Во всяком случае - организм нашего народа переживает исторический кризис, и я верю, чую всем существом (если мы и не увидим), что Русь, несмотря на все наши грехи... будет жива и совершит еще много громких, славных, святых подвигов во славу славянства и на страх и удивление ее врагам». И далее, как сообщает его биограф А. И. Михайлов, Нестеров пишет в этом письме, что «после всех потрясений снова восстановится «единение» народа под эгидой идеального царя».

В известной мере влияние господствующей культуры сказалось в это время и на таком убежденном демократе, как И. Е. Репин, который в январе 1906 года просит Совет Академии принять от него в дар портрет великого князя, бывшего президентом Академии художеств, одного из главных виновников Кровавого воскресенья и «поставить его в зале Совета на подобающем месте».


<<< Политические и эстетические позиции

Влияние господствующей культуры >>>

<<<Оглавление>>>