Искусство времени первой русской революции

Исследователи не без оснований отмечают в картине Л. В. Попова дух революционного порыва и романтической героики, точно так же как и в созданных Н. А. Касаткиным произведениях «Рабочий-боевик», «Лихая ткачиха», «Студент». А в высеченных из камня участником декабрьских боев в Москве, молодым тогда скульптором С. Т. Коненковым портретах рабочего-боевика 1905 года Ивана Чуркина или паровозного машиниста Д. Добролюбова («Атеист») зрима глубина раскрытия таких свойственных подлинным революционерам черт, как беспощадная решительность, суровая и мужественная простота, непрестанная готовность к жестокой борьбе с врагами не на жизнь, а на смерть.

В этом же духе романтической героизации борцов революции исполнена и знаменитая коненковская «Нике», прообразом которой, как и в акварели Н. А. Касаткина «Лихая ткачиха», была московская девушка Таня Коняева, участница декабрьского восстания в Москве, впоследствии ставшая женой Коненкова. Вспоминая о создании этого образа, С. Т. Коненков писал: «„Нике" - это мой вызов, моя вера в то, что революция в скором будущем победит». Вдохновенный порыв к победе, стремление к свободе, к счастью, столь удачно воплощенные в композиции и выражении лица, в тонкой моделировке скульптурной формы, вполне раскрывают замысел художника.

Особое значение в период революции 1905-1907 годов приобретало обращение художников к образу А. М. Горького, которого справедливо называли «буревестником революции». Как известно, царские власти вскоре после событий 9 января арестовали, а затем и заключили его в Петропавловскую крепость. Однако все представители последовательно демократических взглядов того времени находились на стороне Горького, приветствовали и высоко ценили его.


<<< Красное знамя

Значение в период революции 1905-1907 годов >>>

<<<Оглавление>>>