Чувство солидарности

И действительно, пожелание выдающегося художественного критика-демократа сбылось. В том же году В. А. Серов создает одно из самых волнующих произведений изобразительного искусства, посвященных событиям 9 января, работу, написанную, как отмечал В. В. Стасов, «с кровавым чувством горечи, негодования и ужаса». Репродуцированное впервые уже в начале декабря 1905 года на страницах петербургского сатирического журнала «Жупел» (№ 1), это произведение получило полное гневной иронии название, взятое из популярной тогда солдатской песни - «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?».

Хотя в специальной литературе, посвященной творчеству В. А. Серова, была высказана мысль, что на этой картине (вопреки сообщению самого художника) изображен не Петербург 9 января 1905 года, а «разгон демонстрации в Москве близ Училища живописи в октябре 1905 года»11, с этим мнением согласиться никак нельзя. Именно драматизм переживаний художника в Кровавое воскресенье в Петербурге обусловил и особую, экспрессивно-напряженную композицию произведения и своеобразный лаконизм его цветового решения. Характер здания, на фоне которого развертывается действие, также как и снег на улице и на крыше, свидетельствуют о январском дне в Петербурге, а не об октябрьском в Москве. Утверждение же о красном (?) флаге, будто бы реющем над толпой, изображенной на этой картине, является просто плодом недоразумения.

Гневным протестом против кровавой бойни, учиненной царскими властями 9 января, проникнуты и произведения других живших в то время в Петербурге художников - И. Е. Репина, В. Е. Маковского, И. А. Владимирова, Н. И. Верхотурова, среди которых были и очевидцы этого события.


<<< Личный труд

Против кровавой бойни >>>

<<<Оглавление>>>