Существенные сдвиги в изучении изобразительного искусства

И если в отношении рисунков «Жала» это вполне справедливо, то классовый «пролетарский» характер всей графики шебуевского «Пулемета», которую нет никаких оснований сводить к двум-трем обложкам, исполненным И. М. Грабовским (ил. 51, 54), действительно отражавшим интересы пролетариата, более чем сомнителен. Достаточно здесь посмотреть на рисунки, помещенные на страницах 5-9 того самого№2, открывающегося изображением «Его рабочего величества пролетария всероссийского», или на обложку № 4, где дан идеализированный образ «рабочего вождя» - попа Гапона, а также и на целый ряд других рисунков в различных номерах журнала, чтобы понять, сколь далека от истины оценка графики этого журнала, повторяемая некоторыми искусствоведами на протяжении вот уже нескольких десятилетий.

Однако в некоторых других разделах этой книги, и в особенности в написанной старейшим советским искусствоведом А. А. Сидоровым главе «Отражение в искусстве первой русской революции», явно было заметно стремление не только включать новые, игнорировавшиеся до тех пор исследователями материалы живописи 1905-1907 годов, но и давать некоторые более точные и полные оценки искусства того времени.

Определенным этапом в изучении искусства времени революции 1905-1907 годов является подготовленная в стенах Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР коллективная монография «Пути развития русского искусства конца XIX -начала XX века».


<<< О роли художников в первой русской революции

Этапы в изучении искусства >>>

<<<Оглавление>>>