О роли художников в первой русской революции

Существенные сдвиги в изучении изобразительного искусства времени первой российской революции происходят в самом конце 1960- 1970-х годах.

Прежде всего надо отметить, что к этому времени выходит в свет ряд сводных трудов по истории русского изобразительного искусства, где периоду 1905-1907 годов специально отведено то или иное место. Здесь особо следует выделить обобщающее исследование «Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1895-1907)», где в книге второй, посвященной изобразительному искусству, архитектуре и декоративно-прикладному искусству, не раз специальное внимание уделяется и периоду первой русской революции. Правда, во вступительном разделе этой книги «Изобразительное искусство в художественной жизни России» его автор отвел этому периоду минимальное место, ссылаясь на предшествующие работы и не всегда четко определяя общественные позиции и принципы, лежавшие в основе некоторых из тех либеральных воззваний, которые довольно охотно подписывались в то время широкими кругами художественной интеллигенции. Не обращено в этом разделе и должного внимания на те явления художественной жизни 1905-1907 годов, которые были связаны с большевистской партией. Практически здесь по-прежнему упоминается только московский журнал «Жало», с которым, как и ранее, безосновательно сближается петербургский «Пулемет», потому что в графике и того, и другого якобы «нашли свое выражение классовые интересы пролетариата».


<<< Многие произведения русской живописи

Существенные сдвиги в изучении изобразительного искусства >>>

<<<Оглавление>>>