Вещественный быт в искусстве. Часть 6.

Неисследованная толща крестьянского искусства содержит в себе ряды последовательных наслоений. Одни из них характеризуют древнейшую языческую культуру, резко и глубоко запечатлевшуюся на истоках этого искусства, другие — определяют ряд более поздних влияний. Эти наслоения проникали через воздействия иноземцев или постоянно ассимилируемых инородческих племен, отлагались от общения с культурой городов, возникали из подражания вышестоящим социальным классам, приходили вместе с бытовыми и хозяйственными заимствованиями.

Различным хронологическим и территориальным признакам, определяющим то или иное наслоение, обычно сопутствует особый формальный стиль. Эти стили родственны и близки но общим художественным принципам, но часто глубоко различны по достигнутому формально-художественному выражению особенностей, свойственных месту, времени, материалу. На общей поверхности этого искусства следы глубочайшей старины часто сочетаются с наслоениями поздними — вплоть до современности, — и однородная обработка и переработка старых корней и новых побегов сообщает рассматриваемому искусству совершенно своеобразный художественный склад.


Донце резное, с инкрустацией. Нижегородская губерния

Рассмотрение этих характерных разновидностей дает представление о большом и неожиданном богатстве крестьянского творчества и раскрывает всю глубину и многосторонность художественного гения, ярко отразившегося в трудах безвестных крестьянских мастеров-художников.

Отмеченное богатство и многогранность художественно-технических качеств, оттенков и особенностей крестьянского искусства в значительной степени определяются практически-бытовым характером этого искусства. Отвечая на разнообразные потребности повседневной жизни, крестьянское творчество, естественно, встречалось и технически усваивало различные материалы.


<<< Вещественный быт в искусстве. Часть 5.

Вещественный быт в искусстве. Часть 7. >>>

<<<Оглавление>>>