Истоки русского крестьянского искусства.

Бытовое искусство русского крестьянства, как и всякое глубокое и сложное культурное явление, для своего всестороннего познания требует настойчивого, внимательного и усердного изучения. Художественное творчество многомиллионных масс на обширнейшей территории в продолжение ряда веков — конечно, не может быть полно выражено и исчерпано несколькими отдельными исследовательскими работами. Необходимо совершить очень подробную, долгую и кропотливую аналитическую работу, которая бы с различных сторон осветила и познала все типичные черты, характеризующие это искусство в его целом. Эта первичная черновая исследовательская работа потребует значительного ряда сотрудников, постепенно подготовляющих и накапливающих материалы для будущих научных обобщений и выводов.


Причелина фигурная прорезная. Византийский мотив. Средне-волжский район

Социальная природа этого искусства, историческая глубина его первообразования, различные факторы ближайшего и отдаленного воздействия на него и их хронологическое напластование, формальный и исторический анализ его иконографии, характерная коллективность его творческих путей, его чисто художественные качества и особенности, многосторонние технические приемы, которыми оно располагало в своих разнохарактерных проявлениях — все эти и ряд других, не менее важных, проблем изучения требуют самого тесного сотрудничества разносторонних научно-исследовательских сил.

Современное состояние научного изучения русского крестьянского искусства ни в какой степени не позволяет вполне обоснованно и точно ответить на стоящий перед памп круг значительных и ответственных вопросов. Их правильная постановка, вытекающая из обследования конкретного художественно-бытового материала крестьянского искусства, и установление путей их исследования должны уже считаться ценным практическим результатом первоначального научного ознакомления с этой обширной и малоизвестной областью русского искусства.


<<< Крестьянское бытовое искусство. Введение. Часть 7

Истоки русского крестьянского искусства. Часть 2. >>>

<<<Оглавление>>>