Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 14.

Искусство вышивания породило в своем медленном мастерстве весьма характерную страницу красочных достижений в бытовом крестьянском искусстве. Но наибольший художественный интерес вызывает рассматриваемая область творчества со стороны ее линейно-орнаментального выражения. Шов красной нити — первичная линия крестьянской бытовой графики. Вышивка наиболее отчетливо — преимущественно перед другими областями бытового творчества — сохраняет и несет в себе всю многовековую культуру народной декоративной линии. Орнаментальная сторона крестьянского искусства, составляющая едва ли не главную его художественную черту, с наибольшей полнотой и самобытностью проявилась именно в крестьянской вышивке. Главный и первый художественный принцип этого искусства нити — линейная трактовка всего ее тематического содержания; от этого строгого начала не наблюдается почти никаких отклонений; исключительным линейным ритмом пронизана вся ее сложнейшая орнаментика. Островыразительная, решительная и твердая линия побеждает и владеет всеми темами; она необычайно изменчива, неожиданна в своих выражениях, подчиняет своему артистическому капризу любой образ; с наивной дерзостью она перевоплощает его из одной графической схемы в другую; она играет сложным органическим образом человека и зверя, как зигзагом орнамента; расчленяет, детализирует, дробит и вновь восстанавливает его, переходя от синтетической трактовки к аналитической; топкой и решительной чертой закрепляется неожиданная и как будто незаконченная фаза перевоплощения; настойчиво и упрямо, четко и ритмично повторяется вереница символических обозначений; безудержно пышная трактовка какого-нибудь мотива — в ряде памятников опускается до предельной скупости едва понятного его обозначения; орнаментальный намек, брошенный в одном месте, медленно восходит по ступеням усложняющегося варианта и заканчивается богатыми и сложными фигурациями; случайная ошибка зачастую дает повод к новому орнаментальному обогащению; полузабытый образ является источником для долгих графических исканий, в результате которых слагается, еле напоминающий первообраз, геометрический узор.


Сундук расписной. Лицевая сторона. Мотив часовых. Северо-Двинский район



<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 13.

Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 15. >>>

<<<Оглавление>>>

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи