Роскошь дворцов

Сарьян - удивительно земной, «вещественный» художник, если, конечно, не понимать слово «вещественный» как слепое следование натуре.

Восток на его ранних картинах - это просто Восток, это улицы, сады, базарные площади, заваленные грудами плодов, пальмы, глинобитные здания. Это тот Восток, мимо которого прошло большинство писателей и художников тех лет, - Восток без экзотики, Восток ярких красок и обычных людей.

Сарьян остался равнодушен к натужной роскоши дворцов. Он просто не увидел их. Они не входили в его мир, ибо жизнь перед ним была подлинная, без мишуры, без нарочитой пышности - ослепительное солнце и люди, люди, которых он встречал на улицах, базарах, на полях. Было бы неверно, обманывая себя мажорными тонами картин живописца, видеть этих людей счастливыми. Нет! Люди на ранних картинах Сарьяна - это часто утомленные трудом и зноем люди, те, кто знает, что такое работа. И художник верит в этих людей, любит их. Отсюда и его мажорность, оптимизм.

Сравнивая совсем ранние работы Сарьяна с его картинами, написанными в итоге путешествий, видишь их различие. Работы, посвященные Востоку, лаконичны, просты, они написаны широкими мазками. Большие световые пятна и контуры оживают в соединении друг с другом. Проще всего было бы утверждать, что это - итог учебы у импрессионистов и у Гогена. Конечно, художник хорошо знал импрессионистов. Но считать Сарьяна их учеником было бы чрезвычайно примитивно. Конечно, ни один современный художник не может пройти мимо открытий, сделанных его предшественниками. Но каждый самостоятельный мастер добавляет к этим открытиям свое.


<<< Несокрушимый оптимизм художника

Внимания к полотнам Сарьяна >>>

<<<Оглавление>>>