Значение совместной работы Маршака и Лебедева

Значение совместной работы Маршака и Лебедева гораздо больше, чем создание великолепных книжек и даже чем создание детской книги как жанра.

Оно еще и в том, что эти два человека - поэт и художник - разрушили миф о полярности труда литератора и живописца или графика.

Следует упомянуть и иллюстрации Лебедева к стихам для детей Маяковского.

Здесь перед художником было два пути. Первый - вернуться вновь к манере «Окон РОСТА», используя тот лаконичный, броский стиль, который вырабатывался самим Маяковским. Второй - найти новое толкование стихов поэта, показать «подтекст» его произведений - их гуманистическое начало и иронию. Художник пошел вторым путем. Звери в книге «Что ни страница-то слон, то львица»-это почти реальные звери... Но в каждом из них проглядывают черты, которые приписал им поэт,- жизнерадостность, задумчивость и пр. И все это сделано весело, легко.

На клочке бумаги, пришпиленном к моей статье о нем, рукой Владимира Васильевича было написано: «Как живые в этой книжке слон, слониха и слонишки». Слово «живые» он подчеркнул.

Хочется упомянуть еще «Три медведя» (сказка Л. Толстого), «Усатый-полосатый», «Детки в клетке» Маршака. К некоторым книжкам В. Лебедев возвращался несколько раз - то улучшая, совершенствуя свои рисунки, то, будем откровенны, упрощая и ухудшая их (так, иллюстрации к «Багажу» стали тяжеловеснее, наполнены лишними, увы, не смешными деталями).

Прекрасна книжка «Цирк игрушек». В записке, адресованной мне, Владимир Васильевич писал: «Вы эту книжку проглядели».

Исправляя промах, пишу с полной ответственностью: замечательная книжка! На уровне самых ярких работ мастера!


<<< Книги В. Лебедева

Контуры изображения >>>

<<<Оглавление>>>