Павильоны с изогнутыми крышами

Я впервые приехал в Баку и сразу же узнал этот город. Я видел его на множестве фотографий: вышки, уходящие в горы и подступающие к глубинам моря; я запомнил романы и стихи Мехтн Гуссейна и Сулеймана Рустама, Самеда Вургуна и Расула Рза...

Это город стихов Владимира Маяковского и его очерков, где публицистика рождает эстетику, а эстетика тысячами нервов связана с реальной жизнью. В очерке о молодых столицах нашей страны Маяковский говорил: «Жизнь интереснее и сложнее поэтических и беллетристических книг о ней». Здесь также разговор шел о столице нефти.

Совсем другими стали улицы. Но где-то здесь работал в порту и мечтал полуголодный мальчик Гарегин (мы успели полюбить этого паренька из книг Георгия Холопова «Гренада» и «Докер»).

Я иду по Баку и узнаю его.

Я узнаю воплощенную в жизнь мысль Маяковского. Архитекторы Баку тогда показали (это было в начале 60-х), что такое современность. Здесь строили здорово - новаторски, талантливо, с блеском.

Можно было написать поэму о любом павильоне в прибрежном парке. Был достоин оды новый строительный район. Даже простая милицейская будка, вознесенная над улицей, достойна самой восторженной рецензии.

Павильоны с изогнутыми крышами, спасающими от жары; корпуса, полные света... Новая эстетика нашла свое воплощение во многих стройках страны, но, пожалуй, в Баку она была особенно наглядна. И какими аляповатыми и перегруженными деталями показались мне дома дореволюционных хозяев города, и какими аляповатыми показались мне не менее пышные здания, построенные, увы, гораздо позднее!..


<<< Поднятые ветром последние листья

Дорогой друг Саттар Бахлулзаде >>>

<<<Оглавление>>>