Масляные краски

Конечно, «конфликт» был погашен! Но как сильны, как стойки воспоминания о спорах тех далеких лет и как многое определили они в судьбах.

С. Чуйков работал много, искал свое место в искусстве. Мешали влияния, увлечения.

Сейчас, спустя десятилетия, он говорил об этом спокойно, ибо нет ничего труднее в искусстве, как сказать свое собственное слово.

- Любая школа нивелирует. Никто и ничто не может тебе помочь найти самого себя, «найти заросшую тропинку к самому себе» - так сказал Врубель.

Я просил Семена Афанасьевича рассказать о его детстве в Пишпеке и Верном. Он вспомнил, как впервые увидел у товарища по школе акварельные краски, как у него «захолонуло в душе», как он, узнав, где продается такое чудо, поспешил в лавочку, купил дешевенькую коробочку акварели и стал работать.

Стал работать! Он так и сказал: «Стал работать». Сказал с уважением! Я понял, что именно с этой первой детской работы начался его творческий путь.

Масляные краски он впервые купил в 1916 году, а первую картину увидел лишь спустя четыре года в Ташкенте, куда для поступления в художественную школу он добирался на лошадях, волах и верблюдах 29 дней'. Потом Семен Афанасьевич достал свои чудом сохранившиеся этюды юношеских лет (1917-1920 гг.) горы, долы, кибитки, аулы... И я подумал: вот когда действительно следует говорить о постоянстве художника, о верности его своей теме! Уже самые первые наброски и этюды утвердили направление таланта живописца.

Город, с его архитектурой, разномастной толпой, был для него экзотикой; горы оставались раз и навсегда родным домом.


<<< Литературное объединение «Перевал»

Юношеские этюды >>>

<<<Оглавление>>>