Описания психологической реакции

Для Кукрыниксов характерна раскрытая метафора, здесь видна школа Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского. Их реализм меньше всего сочетается с «реализмом на подножном корму», который был так чужд Маяковскому.

Интересен прием «озвернвания» персонажей, характерный для традиций русской сатиры в целом.

В этой «зверинности»- прямое обучение у русских классиков. Все исследователи Н. В. Гоголя отмечали, что писатель рисует не лица, а рожи, причем рожи человеческие переходят в звериные. Отсюда подчеркнутые медвежьи черты у Собакевича, сравнение Манилова с котом, а Ноздрева - с собакой. Связь эта, правда, не прямая, а косвенная, «с помощью сравнения, описания психологической реакции другого персонажа или же потока деталей и ассоциаций».

Рисункам Кукрыниксов свойственно и тяготение к символу, к созданию графического обозначения явления, типового образа, общественной прослойки. Выше мы говорили о том, что их портреты и писательские, и политических деятелей - обладают большой похожестью, что они не только узнаваемы, но и являются глубинным проникновением в характер. Здесь подчеркнем мотивы обобщающие - мотивы социальной классификации явлений. Символы, начертанные Кукрыниксами, легко раскрываемы, несмотря на неизменную сложность их работ.

Среди рисунков 1984 года можем назвать лишь некоторые.

9 января в «Правде» был помещен рисунок: на фоне черного прямоугольника облик змеи перед микрофоном. Змея эта двухголова: на одной ее голове наклеена дурашливая улыбчатая маска, на другой шляпа с тульей, превращающейся в бомбу.


<<< Правитель Израиля

Классический знак денежной единицы >>>

<<<Оглавление>>>