Сквозь замочную скважину

Дега в проходящих перед ним моделях пытается осознать женщину современного ему общества, он отмечает деформации, искривления, нанесенные ей общественным бытом эпохи, менее всего он поверхностен, менее всего он склонен идеализировать наблюдаемое. Дега изучает ее движения, ее жесты, стремясь вытравить в них всякий элемент позирования, добиваясь впечатлений, как будто бы он подсмотрел своих обнаженных «сквозь замочную скважину». Современниками беспощадный реализм Дега не был понят. В борьбе со слащавым салонным академизмом Дега склонен акцентировать некрасивое, уродливое. После нимф и богинь, в которых превращала современную женщину академическая школа, суровая правдивость Дега казалась оскорбительной, чудовищной. Художника неоднократно упрекали в женоненавистничестве, в «клевете» на женщин. Лишь немногие современники видели силу его реализма.

Изображая обнаженную женщину, Дега подходит к модели с той же научной объективностью, с той же проницательностью анализа, как и к другим темам. В жестах, движениях он ищет характерное, типичное. Но, изображая обнаженную женщину, ее тело, Дега часто забывает о ней как о человеке - здесь ограниченность его творчества. Это должен был признать старик Дега, всегда беспощадно относящийся к своему творчеству: «Я слишком видел в женщине ее животную сторону».


<<< «Я рожден, чтобы рисовать»

Поиски новых, необычных приемов >>>

<<<Оглавление>>>