Многочисленные сцены скачек

Мане с необычайной живостью фиксирует свое впечатление от наблюдаемой сцены, с яркой убедительностью он передает впечатление от захватившего его мгновения; скаковая дорожка, слева и справа ряды волнующихся, возбужденных зрителей, прямо по дорожке несется во весь карьер плотная группа всадников, клубится пыль, мелькают ноги скачущих лошадей, никаких деталей глаз уловить не может. Мане во власти переживаемого впечатления, его задача - донести свое впечатление во всей неприкосновенности и яркости до зрителя, и это, несомненно, ему удается в высокой степени. Он передает общее, то, что взгляд улавливает при быстром восприятии этой сцены; все детали, которые могли бы отвлечь от этого общего, опущены.

Просмотрим многочисленные сцены скачек, изображенные Дега. Это, вне всякого сомнения, не непосредственная фиксация действительно виденных сцен, а умелая и крайне искусная реконструкция действительности, которая лишь должна рождать впечатление случайно схваченных аспектов действительности, но в которой на самом деле все рассчитано и продумано до последней черты. Что речь идет не о передаче целостно воспринятой сцены, легко видеть из того, что отдельные фигуры лошадей и всадников повторяются многократно с буквальной точностью, другие - с легкими вариантами. Часто одна и та же поразившая художника поза дается с разных точек зрения (в профиль, в фас).


<<< Стремление передать в искусстве движение

Бесконечное разнообразие движений >>>

<<<Оглавление>>>