Композиционный эффект

Художник привозит из Америки свою «Женщину с китайской вазой», варьирующую композиционный эффект «Женщины с хризантемами», и знаменитое «Бюро хлопка», показанное на 2-й выставке импрессионистов.

С 1874 года Дега, не появлявшийся в Салоне после 1870 года, выставляется совместно с импрессионистами. На их выставках очерчивается любимая тематика Дега: сцены скачек, сцены балета, танцовщицы во время учебы и на сцене, гладильщицы за работой, обнаженные за туалетом, модистки, певицы кафе-концертов, портреты индивидуальные и групповые. Дега пишет то, что знает в совершенстве, что изучил, что впитал в себя.

К любому явлению он подходит как портретист: он стремится к его глубокой, внутренней характеристике. Мир Дега ограничен, но он живет его соками: «Искусство не должно разбрасываться, оно должно быть концентрированным... Для того, чтобы принести хорошие плоды, нужно превратиться в шпалерное дерево, т. е. оставаться на одном месте всю жизнь с вытянутыми руками, с открытым ртом, чтобы впитывать в себя все, что происходит, что находится вокруг тебя, и жить этим» (Из письма к Фре-лиху, 1872 год. «Lettres de Degas», 1931). Дега в дальнейшем много путешествует, но путешествия не вносят новых элементов в его творчество; оно остается верным разработке однажды избранных тем, - все они повествуют о жизни Парижа, взятой в определенном разрезе. Характерно, что пейзаж вовсе не привлекает Дега, в особенности пленер, пейзаж с натуры: он появляется в его творчестве лишь как фон, диктуемый тематикой картин (например, в сценах скачек).


<<< Исключительный рисовальщик

Анонимное общество художников >>>

<<<Оглавление>>>