Петр Петрович Кончаловский (1876—1956)

Натюрморт. Мясо, дичь и овощи у окна
Натюрморт. Мясо, дичь и овощи у окна
(1937)

Расцвет натюрморта в советской живописи связан с именами И. И. Машкова и П. П. Кончаловского — художников, в молодости отдавших дань модернизму и формализму. Однако в первые же послереволюционные годы в творчестве Кончаловского и Машкова сразу же наметился вполне очевидный перелом: стремление к более реальному изображению натуры. Правда, на первых порах оно было сковано системой условных приемов; освобождение от этих приемов происходило трудно, сопровождалось внутренней борьбой, неудачами.
Если для Машкова и после революции натюрморт остался основным жанром, то творчество Кончаловского приобрело весьма разносторонний характер: кроме натюрморта, он работал в области портрета и пейзажа, жанровой и театрально-декорационной живописи. В центре его художественных интересов становится человек. Кончаловский стремится вернуть искусству гуманистическое содержание, которое в его дореволюционных произведениях было в значительной мере утрачено. Его работа над натюрмортом проходит под знаком наполнения произведений этого жанра живым человеческим содержанием. Художник стремится научиться изображать предметы, взятые не сами по себе, изолированно от жизни, а в связи с отношением к ним человека. К достижению этих целей в жанре натюрморта Кончаловский шел собственным путем. Изучая природу, он стремился к правдивой передаче ее, к непосредственности ее восприятия и, что особенно важно, к выражению своих чувств, мыслей, настроений. Здесь художнику пришлось преодолеть особого рода трудности. Натюрморту как самостоятельному виду живописи не свойственны развернутое повествование, элементы действия, рассказа (натюрморт относится к так называемым бессюжетным жанрам). Художник должен был найти иные средства, чтобы дать почувствовать особенности своего отношения к изображаемому, для этого нужно было передать своеобразие своего ведения, восприятия натуры, своеобразие своего мироощущения.
Натюрморты Кончаловского разнообразны. Их разнообразие не только в подборе предметов, индивидуальном в каждом случае, но и в различии чувств, настроений, которые они вызывают у зрителя. Более ранние натюрморты отличаются крайней простотой замысла, малым количеством изображаемых предметов, реалистической выразительностью, красивой материальной живописью («Листья табака. Оранжевая коробка», 1929; «Хрусталь и лимон», 1930). Художник запечатлевает объективные черты и качество натуры и вместе с тем наполняет свои произведения лирическим содержанием.
В дальнейшем содержание натюрморта становится более емким. В результате накопленного опыта работы над пейзажем и портретом и в особенности над тематической картиной Кончаловский приходит к синтезу натюрморта и пейзажа. Первые опыты такого рода появились как непосредственный результат работы над тематическими картинами. Такова, например, связь между картиной «Пушкин» (1932) и натюрмортом «Окно поэта» (1935).
Работа Кончаловского в области натюрморта, отмеченная новыми чертами, завершается созданием больших полотен. Среди произведений такого рода видное место занимает натюрморт «Мясо, дичь и овощи у окна», который был написан в 1937 году. В этом большом полотне, принадлежащем к лучшим произведениям советской живописи, с полной наглядностью выступают как основные особенности замечательного дарования Кончаловского, так и те новые черты, которые были внесены этим мастером в жанр натюрморта.
Длинный узкий стол, поставленный у окна, тянется вдоль всего переднего плана картины. На нем лежат всевозможные овощи, битая дичь, баранья туша. На оконной раме висит охотничий рог и охотничья сумка.
Кончаловский далек от желания воссоздать подобие уголка кухни или лавки, как это делали, например, некоторые фламандские художники XVII века. Художнику просто захотелось написать всевозможные дары природы на фоне зимнего окна. Он увлечен живым проявлением качеств изображаемых предметов; не задача анализа формы волновала его здесь, а воплощение чувства жизни в целом. Он создает радостный мир, наполненный свежестью ранней зимы, ощущением бодрости, покоя и силы.
Смелым и оригинальным является замысел натюрморта. Необычайно само сопоставление овощей — свежей зелени и красных помидоров— с зимним пейзажем. Не менее своеобразна и живописная манера, в которой выполнен натюрморт. Все самые обычные предметы — кочаны капусты, листья сельдерея, помидоры, баранья туша, плетеная корзина, сохраняя свою естественную форму, наделяются какой-то особенной выразительностью. Натюрморт беспокоен по линейному ритму. Его колорит построен на резких контрастах ярко-красного, зеленого, белого. Все это придает ему известную напряженность, которая, однако, смягчается в изображении пейзажа, видимого за окном. Зимний пейзаж вносит особую поэтическую ноту в содержание натюрморта: с предельной простотой и скупостью изобразительных средств дано впечатление свежевыпавшего снега, лежащего толстым слоем на крышах домиков, повисшего на ветвях деревьев.
Множество предметов, включенных в натюрморт, усложняло задачу живописца. Можно было сбиться на путь перечисления всего увиденного. Но не количественно точное изображение предметов, а образное решение, большое поэтическое и философское обобщение — такова была цель художника. Поэтому его натюрморт изображает не просто «мертвую натуру», а плоды земли, результат человеческого труда. Все разнообразные дары природы воспроизведены с предельной убедительностью, во всей их неповторимой красоте, причем они подчинены ведущей образной идее.
Большой трудностью было связать воедино натюрморт, помещенный в условиях комнатного освещения, с его фоном — сверкающим зимним пейзажем. Такое объединение различных частей в сложном живописном произведении было достигнуто не смягчением красок, а путем смелого художественного обобщения. Живописный язык достигает предельной лаконичности и силы выражения. Несколькими движениями кисти художник пишет кочан капусты, луковицу, помидор.. . В сочной лепке разнообразных форм он добивается необычайной красоты оттенков, полнокровного выражения жизни предметов, их взаимодействия с окружающей средой и светом. Это умение изображать сложные по своей материальной и колористической структуре сочетания предметов при помощи самых простых средств говорит о совершенстве и своеобразии мастерства Кончаловского.



<<< Борис Владимирович Иогансон (1893-1973)

Александр Васильевич Куприн (1880—1960) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи