Василий Пронофьевич Ефанов (1900—1978)

На новой родине
На новой родине (1937)

В одном из залов Третьяковской галереи висит небольшое полотно. На фоне зелени, пронизанной лучами солнца, изображена девочка с кроликом на руках. Смуглое лицо обрамлено черными как смоль волосами. Темные глаза радостно глядят на мир. Привычно сидит на голове синяя шапочка с красной кистью. «Испанка» — так называли эту шапочку, появившуюся у нас двадцать пять лет назад. Испанка и девочка, изображенная на картине. Но почему на шее этой белозубой смуглянки наш пионерский галстук, а она сама представлена не среди ослепительной южной природы, а где-то в средней полосе России? И почему, наконец, писал испанскую девочку русский художник Василий Ефанов?..
Картина «На новой родине» заставляет вспомнить о событиях, взволновавших всех честных людей нашей планеты четверть века назад.
Испания пылала в огне. Вооруженные до зубов фашистские мятежники и войска Муссолини и Гитлера топтали поля страны, стремясь задушить республику, уничтожить Народный фронт, страшным террором и зверствами подавить революционный энтузиазм народа.
Советский Союз протянул руку помощи испанскому народу, который первым встретил удар фашизма. Медикаменты и продовольствие везли наши пароходы. А в небе и на полях Каталонии сражались, помогая республиканской Испании, советские летчики, артиллеристы, танкисты. В рядах Интернациональной бригады храбро бились с фашистами и французы, и немцы, и венгры, и поляки, и болгары, и американцы.
Советские люди предложили спасти испанских детей от ужасов войны. Пароход за пароходом отплывал от берегов Пиринейского полуострова. Тысячи малышей Испании были встречены как родные в нашей стране. Согревая ребят на русской земле нежной заботой и лаской, им прежде всего помогали забыть о войне.
Привезли их худыми, измученными. На лицах — тревога, беспокойство, в глазах — боль утрат. Многие из них пережили гибель отцов, матерей, братьев, сестер.
Но теплая встреча, искреннее внимание и любовь заставляли оттаивать их сердца. Маленькие испанцы, чье детство пытался украсть фашизм, вновь становились живыми, веселыми, шаловливыми. И вот этой-то обретенной вновь радостью проникнута картина Ефанова. Этим она особенно трогает, захватывает, волнует.
Картина «На новой родине» была большой удачей художника, значительным явлением в развитии его как живописца. За плечами Ефанова было шесть лет занятий в студии профессора Д. Н. Кардовского — ученика И. Е. Репина, работа в красноармейских журналах и газетах, занятия в Театральном техникуме имени А. В. Луначарского, где в полусамодеятельном Студийно-творческом театре он работал как актер, гример и декоратор. Но с начала 1930-х годов он отдавал все большее предпочтение живописи. «После Кардовского второй моей школой,— писал об этом периоде Ефанов,— была работа с коллективом художников над панорамой «Штурм Перекопа». Ефанов был уже автором ряда самостоятельных произведений батального жанра, когда его, как и всех советских художников, взволновала героическая борьба испанского народа с фашизмом.
Чувство любви художника к испанскому народу и солидарности с ним нашло яркое выражение в картине «На новой родине», которая была написана в 1937 году. Ефанов вспоминал, как он был на даче под Москвой, где жили испанские ребята: «Мне запомнилась одна девочка с черными озорными глазами и волосами как смоль. Родители ее были баски; кажется, она была сирота. Я видел ее сидящей перед дачей с кроликом на руках... Национальный тип проступал особенно ярко. Я написал ее портрет. Меня как художника бесконечно увлекла эта тема, и я отважился назвать ее «На новой родине». Мне хотелось передать волнующую идею новой родины, нового счастья, новой жизни детей республиканской Испании». И это превосходно удалось Ефанову выразить в картине. Родным домом стал Советский Союз для испанских ребят. Чувство обретенного счастья было подлинным чувством ребят, нашедших здесь новую родину. «Нам было даже жаль расставаться с детством,— вспоминают сейчас об этом времени те, кого привезли тогда в нашу страну испуганными детьми,— ведь наше детство было короче, так как только у вас мы впервые узнали счастье детства, а в Испании, где жизнь была очень тяжела, мы не знали его».
Это ощущение радости проходит через всю картину Ефанова. Оно и в ее мажорном, ликующем колорите, в звучном сочетании зеленых, золотых, красных тонов, в темпераментной, широкой манере письма, в свободно переданном сиянии солнца и его рефлексов, заставляющем все краски вспыхивать светом и искриться. Картина глубоко трогает своим искренним выражением счастья. Понятно, почему она производила большое впечатление и на самих испанских ребят, видевших ее. Младшие прежде всего спрашивали: «А художник — испанец?» И, узнав, что нет, говорили: «Но он, наверное, был в Испании, так хорошо он знает испанских детей. А девочка не из нашего ли детского дома? На кого она похожа?» Старшие говорили: «Радостно видеть такую картину после того, что пережили в Испании. И девочка такая счастливая». Характерно и то, как запоминали ребята название картины. Не все знали его точно и называли картину: «Новое счастье».
Большое достоинство картины в том, что она столь ярко оптимистична. Изображенная в ней маленькая пионерка — будущая гражданка Испании. Картина полна веры в это будущее, несмотря на трагизм того, что происходило и происходит сейчас в этой стране. Радостное состояние, выраженное в картине, созвучно чувству уверенности, высказанному одним из советских граждан — участников боев с франкистами: «Мы еще увидим Испанию в цветах, в песнях и танцах, в бурном, страстном ликовании победившего народа».
Картина «На новой родине» явилась одним из первых произведений, сделавших известным имя Ефанова как портретиста. В период работы над ней художник писал и другую картину, групповой портрет «Встреча слушателей Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского с артистами Театра имени К. С. Станиславского». И в дальнейшем в творчестве художника его самые большие достижения будут связаны с областью портрета.
«На новой родине» — одно из замечательных произведений нашей живописи, которое раскрывает большую тему международной солидарности, рассказывает о братской помощи советских людей свободолюбивому испанскому народу.



<<< Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964)

Борис Владимирович Иогансон (1893-1973) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи