Борис Николаевич Яковлев (1890—1972)

Транспорт налаживается
Транспорт налаживается (1923)

Творчество Б. Н. Яковлева органически входит в общий процесс развития советского искусства. По его произведениям можно легко проследить изменения, происходившие в жизни советского общества, и путь развития советской пейзажной живописи.
Образный строй картин Яковлева отличается четкой определенностью, и это позволяет легко выявить идеи, лежащие в их основе. Немалое значение в этом отношении имеет выбор мастером тем и сюжетов для своих произведений. Не случайно именно Яковлев создал еще в начале истории советской живописи первый тематический пейзаж с ясной сюжетной канвой. В борьбе молодого советского искусства за полноценную тематическую картину, отражающую дела и дни советского общества, картину, понятную и близкую широким трудящимся массам, Яковлеву безусловно принадлежит почетное место. Он является одним из организаторов самого передового художественного объединения 1920-х годов — Ассоциации художников революционной России, его имя среди других имен стоит под известной декларацией АХРР 1922 года, в которой был намечен путь развития реалистического советского искусства. В работах Яковлева отразилась кипучая жизнь нашей страны. В них перед народом — хозяином великой советской земли — предстали величественные и увлекательные картины ее природы, ее новостроек, ее древней столицы.
Яковлев — мастер, обладающий не только своей собственной живописной манерой, но и своим собственным художественным видением. Его искусству свойствен ряд характерных черт. Первое, что отличает Яковлева от многих других художников, — это богатство зрительных впечатлений от природы. Каждое его полотно — открытие новой точки зрения, нового взгляда порой на старые, давно знакомые места. Жажда открытий, стремление увидеть никем ранее не замеченное является большим достоинством искусства Яковлева и его главной особенностью. Эта черта проходит через все произведения Яковлева, начиная с первых работ, созданных еще в годы пребывания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Другая черта, присущая творчеству Яковлева, заключается в том, что его изображения природы, по крайней мере в лучших произведениях, лишены спокойной созерцательности. Он видит природу в ее постоянном движении, в динамике вечных изменений. В картинах Яковлева воды действительно струятся, дым клубится, солнечные лучи трепетно играют на стволах и листве деревьев. В то же время эта изменчивость мира не лишает его ясности очертаний. Художник утверждает движение и этим как будто подчеркивает вечные ценности, заключенные в природе. Движение подчеркивает реальность объективного существования мира, величие жизнетворных сил природы. Взволнованное, творческое отношение художника к действительности находит свое выражение в созданных им образах природы, что сообщает им особенную привлекательность, силу и выразительность.
Сказанное относится и к городским и индустриальным пейзажам Яковлева, родоначальником которых в советском искусстве он является.
В 1923 году художником была написана картина «Транспорт налаживается», вошедшая в золотой фонд советского искусства. В полотне органически сочетались традиции русского реалистического пейзажа, воспринятые Яковлевым от своих учителей по Училищу живописи, ваяния и зодчества, и новые искания молодого советского искусства. Это было подлинно новаторское произведение и по своей теме, посвященной восстановлению народного хозяйства, и по своей жизненной правдивости и убедительности, и по своему яркому образному строю.
Работа Яковлева утверждала законность и необходимость существования в советской живописи пейзажа-картины, утверждала возможность выражения в ней великой идеи социалистического переустройства советской земли, гордости за молодую республику, отстоявшую свое существование в огне гражданской войны и приступившую к мирному труду.
Художник изобразил скромную железнодорожную станцию в ранний час. Дымки локомотивов, спешащие фигурки людей — все говорит о том, что после долгих лет бездействия она ожила. Яковлев пишет перспективу убегающих вдаль железнодорожных линий и столбов электропередачи, что позволяет ему создать ощущение простора. Эти уходящие к горизонту рельсы, здания станции и депо, стоящие под парами паровозы как бы символизируют трудовую жизнь первых лет восстановительного периода.
Картина отличается большой скромностью и простотой в композиционном и колористическом отношениях. Но в ней есть то, чего не было в более ранних произведениях художника, — чувство нового в жизни, обусловившее ясность образа, стройность и строгость формального решения, которые как нельзя лучше соответствуют идейному содержанию картины, говорящему об обновленной жизни в Советской России, о неисчерпаемых творческих возможностях свободных советских людей. Кажется, что художник намеренно ограничивает себя, чтобы не упустить главного, не нарушить настроения спокойной уверенности и сосредоточенности, царящего в картине.
«Транспорт налаживается» отличает от многих предшествующих и современных ему произведений на индустриальную тему творческое, взволнованное отношение художника к действительности. Вот почему эта картина проникнута подлинной поэтичностью, вот почему простой, ничем, в сущности, не примечательный мотив обрел под кистью Яковлева такую силу и выразительность.
Эта картина — одно из ярких живописных произведений в советском искусстве 1920-х годов. Художнику удалось создать в ней типичный, обобщающий образ, проникнутый глубоким общественным содержанием.



<<< Митрофан Борисович Греков (1882—1934)

Ефим Михайлович Чепцов (1874—1950) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи