Русская советская живопись . Обзор. Часть 8.

С середины 1950-х годов начинается новый этап в развитии советского искусства. Политический курс, определенный состоявшимся в 1955 году XX съездом КПСС, вызвал новую волну общенародной инициативы в строительстве коммунизма. Съезд, осудивший культ личности Сталина и восстановивший ленинские нормы партийной и общественной жизни, явился событием огромного исторического значения. XX съезд обеспечил дальнейший подъем нашей экономики. Промышленное строительство приобретает невиданные масштабы, охватывая отдаленные районы страны. По призыву партии молодежь осваивает целинные земли. Растущее из года в год могущество социалистической Родины, огромный прогресс, достигнутый ею в области науки и техники, выразились в запуске первых искусственных спутников Земли и космических кораблей. Страна социализма положила начало освоению космоса.
Дальнейшее поступательное развитие советского общества по пути к коммунизму предполагает повышение культурного уровня масс, воспитание их в коммунистическом духе. Вот почему в период развернутого строительства коммунизма вопросам литературы и искусства партия уделяет неослабное внимание. Требования, предъявляемые партией к литературе и искусству, были сформулированы в ряде партийных документов. Главная линия развития советской литературы и искусства состоит в неразрывной связи с жизнью народа. Они призваны правдиво отображать нашу социалистическую действительность, ярко и убедительно показывать великую преобразовательную деятельность советского народа, благородство его стремлений и целей, его высокие моральные качества. Высшее общественное назначение литературы и искусства — поднимать, вдохновлять народ на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма.
Подвергая принципиальной критике отдельные ошибочные произведения писателей и художников, партия отстаивает незыблемость основных принципов искусства социалистического реализма — его коммунистическую идейность, партийность, народность.
Благотворное влияние на развитие советской культуры оказало восстановление ЦК КПСС и Советом Министров Союза ССР Ленинских премий. Эта высокая награда стала присуждаться за выдающиеся труды в области науки и техники, а также литературы и искусства после их широкого общественного обсуждения.
Новый этап в развитии советского искусства отмечен крупными успехами изобразительного творчества, и в частности живописи. Художники в своих картинах показывают все более глубокое и всестороннее знание подлинной жизни. Живопись постепенно освобождается от недостатков, характерных для предшествующего периода, — холодной парадности, слащавости, мелкого бытовизма. Активно развертывается борьба с поверхностным отображательством, за глубокое образное раскрытие тем современности. Более глубокое освещение в печати и на обсуждениях получают вопросы профессионального мастерства, проблема законченности. Художественная общественность подвергает критическому пересмотру произведения недавних лет, в которых догматизм мысли приводил к окостенению формы, заученности приемов, ремесленной законченности. Зрелость идейного содержания, поэтичность замысла и его выражения ставятся во главу угла при оценке качества художественного произведения.
В рассматриваемый период было отмечено Ленинскими премиями творчество таких старейших деятелей нашего искусства, как С. Т. Коненков, М. С. Сарьян, В. А. Фаворский, П. Д. Корин. Это художники большой интеллектуальной и профессиональной культуры, продолжатели великих гуманистических традиций мирового искусства, подлинные мастера своего дела.
Ленинские премии — высокая оценка яркого, неповторимо-самобытного творчества ветеранов нашего искусства. Эта оценка опровергает нередко бытовавшее у нас суженное понимание социалистического реализма, еще раз утверждая многообразие творческих индивидуальностей в нашем искусстве.
Свободный обмен мнениями, творческие дискуссии позволяют определить более гибкие и точные критерии реализма. Художники начинают активнее искать современные художественные средства, выражающие современную тему. Расширяется круг наследия, используемого ими. В своем творчестве они опираются на лучшие традиции мирового искусства. С новой силой проявляется присущий советскому искусству дух новаторства, творческих исканий. Вместе с тем ведется решительная борьба с оригинальничанием, манерностью, подражанием западноевропейской моде, ибо подлинное новаторство — это новаторство не только формы, но и, прежде всего, содержания.
В феврале — марте 1957 года состоялся Первый всесоюзный съезд советских художников. Съезд принял важные решения по организационным и творческим вопросам, помог преодолению недостатков нашего изобразительного искусства, консолидации творческих сил советских художников. В уставе Союза художников СССР, утвержденном на съезде, говорится: «Исходя из принципов социалистического реализма, Союз художников СССР способствует всестороннему развитию творческих индивидуальностей, содействует достижению богатства и разнообразия художественных стилей и средств, поддерживает широкую инициативу и творческое соревнование в борьбе за высокую идейность и мастерство советского многонационального изобразительного искусства» '.
Важным событием культурной жизни нашей страны явился Первый учредительный съезд художников Российской Федерации, организационно оформивший создание крупнейшего творческого союза мастеров изобразительного искусства. Съезд подвел итоги большой работы, проделанной художниками Российской Федерации, наметил дальнейшие пути развития искусства нашей республики.
Выставки: Всесоюзная 1957 года, «Советская Россия» (1960), Всесоюзная 1961 года — отразили поступательное движение советского искусства. Многообразна и содержательна тематика работ, представленных на этих выставках. Она охватывает узловые моменты прошлого и настоящего нашего народа: борьбу пролетариата за социалистическую революцию, события гражданской войны и первых пятилеток. Центральное место на последних выставках заняли произведения о нашей современности. Главный герой произведений живописи — простой советский человек, — его героическому труду, его яркой и содержательной жизни посвящено большинство работ.
Характерная черта выставок — расширение «географии» большого профессионального искусства. Наряду с москвичами и ленинградцами успешно выступили художники Урала, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. Хорошо проявила себя талантливая молодежь, идущая на смену мастерам старшего поколения.
В последние годы стало особенно ясно, что развитие советского искусства зависит от двух факторов, которые тесно взаимосвязаны между собой и определяют друг друга. С одной стороны, это большое внимание, доверие к жизни, а с другой — более глубокое понимание процессов, происходящих в жизни, и отсюда стремление к широким художественным обобщениям. Именно наблюдение живой действительности позволяет художникам, не впадая в риторику и ложный пафос, приходить к подлинным обобщениям, видеть и в малом большое. В то же время идейная целеустремленность помогает им разобраться в сложных процессах жизни.
Крупные, общественно значимые темы стоят в центре внимания советских художников. И среди них важнейшее место занимает тема революционной борьбы.
Средствами, присущими станковой живописи, идет Г. М. Коржев к образному обобщению в своем триптихе «Коммунисты» (1959—1960). Его герои романтичны и вместе с тем жизненно достоверны. Силы впечатления художник достигает не только правдивостью образных характеристик своих героев, мужественных, исполненных внутреннего горения, но и выразительностью и остротой композиции. Особенно удачна центральная картина — «Поднимающий знамя», где крупноплановое, подчеркнуто фрагментарное изображение властно приковывает к себе внимание зрителя.
После XX, XXI и XXII съездов КПСС советские художники ярче показывают в своих произведениях роль народа. Народ изображается как подлинный творец истории.
Развивая традиции «хоровой» композиции русских художников, и прежде всего В. И. Сурикова, Ю. Н. Тулин создает эпически значительное произведение «Лена. 1912 год» (1957). Картина сурово и впечатляюще повествует о трагедии Ленского расстрела, показывает мужественные народные характеры.
Идея связи вождя пролетарской революции с народом выражена в картине В. А. Серова «С В. И. Лениным» (1961). В. И. Ленин изображен шагающим в едином строю с рабочими. Художник сосредоточивает внимание на немногих главных фигурах, другие фигуры как бы растворяются в общей массе народа, что подчеркивает ощущение бесконечности людского потока. Убедителен образ В. И. Ленина, его энергичная походка, характерный жест. Ильич не отделим от народа.
Советское искусство последних лет отражает демократизацию всей нашей жизни. Все чаще художники пытаются глубже проникнуть во внутренний мир простого человека. Духовно содержательные образы солдат революции мы видим и у Г. М. Коржева, и в картинах «Рядовой Октября» А. П. Левитина (1960), «Между боями» А. П. и С. П. Ткачевых (1960). Вместе с тем простые люди в произведениях советских художников — это не «маленькие» люди. Они совершают великие и трудные дела, и образы их по-настоящему героичны.
К числу удачных произведений историко-революционного жанра последних лет следует отнести картину Е. Е. Моисеенко «Красные пришли» (1962). Обратившись к теме, имеющей давнюю традицию в советской живописи, художник сумел по-своему воскресить события легендарной эпохи гражданской войны. Написанное темпераментно и горячо, произведение Моисеенко проникнуто духом революционной романтики.
Высокая гражданственность, стремление к искусству больших мыслей и чувств — вот что отличает творческие поиски ведущих художников в последние годы. Тема современности — главная в их творчестве. Героическому труду народа, передовым труженикам посвящено много картин и портретов последних лет. Для них характерно пристальное внимание художников к великим созидательным процессам нашей жизни, умение видеть ростки нового. Большинство работ создано на основе личных впечатлений художников, побывавших на заводах и шахтах, на новостройках Сибири и Урала, на колхозных полях целинных земель.
Эти произведения отмечены поэтическим ощущением нашей повседневности, они передают величие свободного труда, небывалый размах работ, гордое достоинство советских рабочих: «Литейщики» И. И. Симонова (1960), «Над Волгой» Ю. И. Боско (1960), «Доменщики» и «Шахтер» М. П. Труфанова (1957 и 1959).
Наблюдательность, умение увидеть значительное в повседневном — качества, отчетливо проявившиеся в произведениях последних выставок. Образ нашего современника становится конкретнее, человечнее.
О любви к людям — труженикам целины — говорит серия задушевных, очень жизненных по своим мотивам и образам картин Д. К. Мочаль-ского («Люди целины»). Это маленькие правдивые новеллы о буднях наших современников. Дыхание жизни доносят до нас картины и портреты Л. В. Кабачека, посвященные людям Чувашии.
В творчестве советских художников в последние годы наблюдается решительный отказ от прямолинейного морализирования, от дидактики. Усиливается поэтическое начало нашего искусства. Советские люди знают цену завоеванного мира. Они умеют радоваться солнечному свету, ярким, праздничным краскам весенней травы и чистого неба. Ощущение счастья и красоты бытия одухотворяет работы наших художников. Их восприятие жизни становится интенсивнее, виденье — острее.
Любовь к щедрой земной красоте особенно понятна в наше время, когда человек стоит на пороге завоевания космоса.
Радостной полнотой ощущения жизни отличаются картины А. А. Пластова «Когда на земле мир» (1957) и «Лето» (1959). Поэтическое осмысление повседневности мы видим и в серии Ю. И. Пименова «Московские рассказы» (1957), и в картинах В. Ф. Загонека «Утро» (1960) и «После грозы» (1961). Глубоко лиричны пейзажи Б. Ф. Домашникова, работы А. А. и С. А. Тутуновых, А. П. и С. П. Ткачевых.
Успехи советского искусства на всех этапах его развития определялись верной политической линией, принципом коммунистической партийности искусства социалистического реализма. Коммунистическая партия помогает советским художникам освободиться от вредных и чуждых социалистической культуре тенденций, давая отпор всем попыткам оторвать искусство от жизни народа.
Советские художники в своей творческой практике руководствуются тем, что составляют жизненную основу Советского государства, его политикой. В этой открытой тенденциозности советского искусства, в его партийности заключена огромная воспитательная сила, его действенность. Активное, жизнеутверждающее начало является одним из характерных признаков, отличающих искусство социалистической эпохи от искусства прошлых эпох. Еще никогда значение искусства для жизни народа и государства не было поднято так высоко, как в эпоху социализма.
Коммунистическая партия и Советское правительство своими решениями постоянно направляют развитие искусства, рассматривая его как часть общегосударственного дела, неразрывно связанного с интересами и требованиями народа.
В октябре — ноябре 1961 года в Москве проходил XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Наряду с важнейшими проблемами политической и хозяйственной жизни нашего государства, обсуждавшимися на съезде, большое внимание в его работе было уделено вопросам культурного строительства. Принятая съездом Программа Коммунистической партии Советского Союза открыла невиданные горизонты перед советским искусством, стала боевым руководством к действию наших художников.
Программа дала глубокое теоретическое обоснование новому этапу в жизни нашего государства — периоду постепенного перехода к коммунизму. У советского искусства есть ясные цели, светлые идеалы, есть перспективы дальнейшего развития и совершенствования. «Культура коммунизма, вбирая в себя и развивая все лучшее, что создано мировой культурой, — говорится в Программе, — явится новой, высшей ступенью в культурном развитии человечества. Она воплотит в себе все многообразие и богатство духовной жизни общества, высокую идейность и гуманизм нового мира» '.
От идейного и культурного роста масс зависит уровень их коммунистической сознательности, производственная и общественная активность трудящихся. Вот почему переход к коммунизму предполагает завершение великой культурной революции. Творец и современник коммунистического общества — это новый человек, всесторонне образованный, развитый физически и духовно. Большая роль в важнейшем деле культурной революции принадлежит советскому искусству. Перед советскими художниками стоит благородная задача формирования гармонически развитой личности коммунистического человека. Великий пролетарский писатель А. М. Горький назвал литературу «человековедением». То же можно отнести и к искусству в целом. Советские люди должны знать и понимать искусство, чтобы глубже разбираться в жизни, чтобы активнее утверждать в ней прекрасное.
Партия помогает деятелям советского искусства успешно решить эту задачу.
В решениях июньского Пленума 1963 года ленинский ЦК вновь призвал советских писателей и художников преданно и страстно служить народу, создавать искусство, близкое и понятное массам трудящихся, достойное их великого труда на благо коммунизма.
Лозунг нашей партии, во всю силу прозвучавший на XXII съезде: «Все для человека, все во имя человека» — вдохновляет советских художников на новые творческие дерзания. Раскрыть образ героя нашего времени, показать во всей многогранности и духовном богатстве внутренний мир советского человека, его характер —важнейшая задача наших художников. Ее решение подразумевает неустанную борьбу против искажения советской действительности, борьбу как с субъективистским оригинальничанием, так и с пассивным отображательством, натурализмом. Программа КПСС ориентирует советских художников на творческое овладение художественными традициями, на новаторство, связанное с потребностями самой жизни. «В искусстве социалистического реализма, основанном на принципах народности и партийности, — записано в Программе КПСС, — смелое новаторство в художественном изображении жизни сочетается с использованием и развитием всех прогрессивных традиций мировой культуры. Перед писателями, художниками, музыкантами, деятелями театра и кино открывается широкий простор для проявления личной творческой инициативы, высокого мастерства, многообразия творческих форм, стилей и жанров»
Советское искусство, находящееся в авангарде современной культуры, противостоит упадочному, антигуманистическому искусству буржуазного мира. Оно воплощает думы и чаяния народа, лучшие черты советских людей. Идя по пути, указанному великим Лениным, советские художники являются созидателями искусства самого передового и идейного в мире. В этом и заключается великое мировое значение советской художественной культуры, способствующей делу борьбы за мир, демократию и социализм.



<<< Русская советская живопись . Обзор. Часть 8.

Аркадий Александрович Рылов (1870—1939) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи