Русская советская живопись . Обзор. Часть 7.

Началась Великая Отечественная война. Весь советский народ поднялся на борьбу за свободу и независимость Родины. С первых же дней войны советские художники посвятили свое творчество общему делу борьбы против фашистских агрессоров. «Все для фронта, все для победы!» — этот лозунг, объединявший всех советских людей, стал основой творческого труда художников. Ведущее место в годы войны заняли различные виды агитационно-массового искусства —в первую очередь, политический плакат и карикатура. Станковая живопись также нашла свое место в боевом строю.
Художники-живописцы, работая в трудных условиях войны, создали много значительных произведений, правдиво отразивших героику народной борьбы с фашизмом. И хотя многие их работы носили эскизный характер, но все они были проникнуты большим, взволнованным чувством, насыщены патриотизмом.
Стремление показать советского человека на войне, раскрыть его душевные качества определило характер батальных картин, сочетающих широкую панорамную композицию с характерными эпизодами боя на первых планах. В рукопашной схватке с врагами яростно дерутся севастопольские моряки. Их сильные фигуры монументальны, динамичны, они озарены красным пламенем битвы. Такими их изобразил А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1942). Черноморцам противопоставлены темные фигуры гитлеровцев. Тревожный красно-коричневый колорит передает состояние боя.
Серию батальных полотен создает П. А. Кривоногое, художник Студии имени М. Б. Грекова. Его картины «В Волоколамске» (1942), «Зверства фашистских войск в Речицах» (1943), «Корсунь-Шевченковский» (1945) написаны на основе натурных зарисовок и этюдов. В «Корсунь-Шевченковском» дан собирательный образ разгромленного Советской Армией врага. В заснеженном овраге лежат груды трупов, разбитых танков, орудий, освещенные багровым светом заходящего солнца. Это — апофеоз войны, символизирующий справедливое возмездие фашизму за его преступления.
Победоносное наступление советских войск, подвиги бойцов Советской Армии запечатлены в картинах В. Н. Яковлева «Бой под слободой Стрелецкой» (1942), Д. К. Мочальского «Подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев» (1942), И. А. Серебряного «Лесгафтовцы. Партизанский отряд» (1942), Я. Д. Ромаса «Зимние залпы Балтики» (1942), В. А. Серова, И. А. Серебряного и А. А. Казанцева «Прорыв блокады. 18 января 1943 года» (1943).
Проявлением высокого патриотизма было творчество ленинградских художников, работавших в трудных условиях блокады города. В картинах В. А. Серова, И. А. Серебряного, Я. С. Николаева, В. Н. Прошкина, В. Н. Кучумова, В. А. Раевской, Н. X. Рутковского, в пейзажах В. В. Паку-лина величественным и прекрасным предстал Ленинград, стойко оборонявшийся в кольце блокады.
В годы войны значительно расширяются рамки бытового жанра. Он насыщается элементами батальной живописи, его сюжеты в большинстве случаев остро драматичны. Изображение советских людей в борьбе с врагом, раскрытие их характеров, чувств — вот лейтмотив большинства жанровых картин. Зверская расправа фашистов над юной партизанкой Зоей Космодемьянской в деревне Петрищево Московской области послужила темой картины Кукрыниксов «Таня» (1942). Высокий подвиг юной героини, которую привели на казнь, находит отклик в сердцах крестьян, пригнанных фашистами. В картине изображена белоснежная русская зима, хмурый, серый день и толпа озверелых фашистов, совершающих расправу над бесстрашной комсомолкой. Поэтический пейзаж оттеняет злодеяние фашистов, которых художники изобразили с сатирической остротой.
В картине А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942) трагический эпизод—убийство фашистскими летчиками мальчика-пастушка — выражен с силой большого искусства, рожденного болью за поруганную землю и ненавистью к врагам, сеющим смерть.
Яркий образ русской женщины-крестьянки создан в картине С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943). Его героиня бесстрашно противостоит жестокости гитлеровца. Фигуры матери и фашистского офицера четко читаются на фоне голубого неба и раскаленной от солнца земли.
Солнечный свет озаряет лицо и фигуру матери, в то время как офицер изображен в тени. Зритель глубоко проникается моральным превосходством, силой духа женщины-патриотки.
Жестокость фашистов, их зверская расправа с советскими людьми, драматическая тема разрушенного очага раскрыта в картинах В. А. Серова «Расстрел» (1942), Г. Г. Ряжского «В рабство» (1942), Т. Г. Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов» (1943—1946). В них показаны непокоренные, мужественные люди, их великая стойкость в дни тяжелых испытаний.
В произведениях исторической живописи, созданных в годы войны, звучат идеи патриотической гордости, славы национального оружия, величия исторического пути народа.
В картине «Поединок на Куликовом поле» (1943) художник М. И. Авилов изобразил единоборство русского богатыря Пересвета, наносящего смертельный удар своему противнику татарину Челубею. В своем образном эпическом строе картина развивает традиции исторического эпоса в русской живописи (В. Васнецов). Картина писалась в переломный момент войны, когда силы гитлеровских войск были надломлены в исторической битве на Волге.
В картинах П. Д. Корина «Александр Невский» (1942), Н. П. Ульянова «Лористон в ставке Кутузова» (1945), П. П. Соколова-Скаля «Иван IV в Ливонии. Взятие крепости Кокенгаузен» (1942), В. А. Серова «Ледовое побоище» (1943), в серии гуашей Е. Е. Лансере «Трофеи русского оружия» (1942) раскрывается роль народа и его великих сынов в освободительной борьбе с врагами Родины.
Советские портретисты работали над галереей образов героев Великой Отечественной войны. Они выразили характерные черты советских воинов, их суровую решимость, внутреннюю собранность, твер
дость воли. Советские воины во всем многообразии их характеров и индивидуальностей, их мужественные простые лица запечатлены в портретах А. М. Герасимова «Генерал-полковник А. Н. Еременко» (1942), В. А. Серова «Маршал Советского Союза Л. А. Говоров» (1944), И. А. Серебряного «Партизан В. С. Тимачев» (1943), Ф. А. Модорова «Партизан Н. И. Шишко» (1944), В. Н. Яковлева «Герой Советского Союза гвардии майор И. В. Панфилов» (1942), П. И. Котова «Портрет генерал-лейтенанта медицинской службы академика Н. Н. Бурденко» (1943).
Следует отметить также как значительное явление советской портретной живописи этих лет «Портрет старейших советских художников» (1944) А. М. Герасимова.
Значительное место на выставках военных лет занимала пейзажная живопись. Пейзаж стал эпичнее, мужественнее, он был пронизан чувством горячей любви к Родине, болью за поруганную и оскверненную врагом землю.
Военные пейзажи изображали места недавних боев, разрушенные города, пепелища сел, выгоревшие леса, руины архитектурных памятников. «По следам фашистских варваров» (1942)—так назывался один из пейзажей В. К. Бялыницкого-Бируля. В картинах В. В. Мешкова «Дорога отступления немцев» (1941), Т. Г. Гапоненко «Немцы ушли» (1943), Ф. С. Шурпина «После боя» (1943) зритель видит образ непокоренной родной земли, усеянной фашистскими танками и орудиями. Многие живописцы запечатлели Москву военных лет, ощетинившуюся баррикадами, надолбами, эскарпами. Они сумели с глубокой проникновенностью передать боевое напряжение, особый ритм жизни фронтового города. В картине А. А. Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) с большой изобразительной остротой выражено ощущение близкого фронта, настороженность города, готового к отпору врага. Картина К. Ф. Юона «Военный парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (1942) запечатлела величавую демонстрацию силы и несгибаемой воли советских людей. В произведениях Г. Г. Нисского «-Ленинградское шоссе» (1942), Ю. И. Пименова «Фронтовая дорога» (1943), «Следы шин» (1944) хорошо передано суровое время войны.
Знаменательным было появление на выставках военных лет лирических пейзажей В. Н. Бакшеева, М. В. Нестерова, И. Э. Грабаря, С. В. Герасимова, В. В. Крайнева, В. В. Мешкова, с большой эмоциональностью и искренностью передававших красоту родной природы. В серии лирических пейзажей Н. М. Ромадина «Волга — русская река» (1944) художник воспевает красоту широких приволжских просторов. Серия проникнута патриотическим содержанием — чувством Родины, любовью к родной русской природе.
Художники С. В. Герасимов, П. П. Кончаловский, П. А. Радимов, В. К. Бялыницкий-Бируля, Б. Н. Яковлев в пейзажах Москвы и Подмосковья, Новгорода показали памятники русской архитектуры в слитном единении с родной природой; они сумели наполнить свои картины чувством советских людей, для которых дороги национальные ценности родной культуры, безжалостно уничтожаемые врагом.
В трудные дни войны советские живописцы своим творчеством способствовали дальнейшему развитию социалистической культуры. Их искусство, проникнутое гуманистическим содержанием, было оружием в борьбе с человеконенавистнической идеологией фашизма, расистским мракобесием, шовинизмом.
Советский народ вышел победителем из невиданной по своим масштабам войны. Преимущества социалистического строя позволили советскому народу в кратчайшие исторические сроки залечить раны, нанесенные войной, превзойти довоенный уровень развития экономики. Укрепи
лись международные позиции нашего государства, возрос его политический авторитет. После второй мировой войны Советский Союз стал во главе могучего лагеря стран, борющихся за мир, демократию, социализм.
Искусство социалистического реализма вышло на новые рубежи. Оно призвано показать всему миру величие и несокрушимую силу государства, в котором власть принадлежит трудящимся. Героический труд народа, могучий размах строительства коммунизма, борьба за мир — вот главные темы советского искусства. Оно становится еще более идейно зрелым, теснее смыкается с жизнью народа.
Победу в Великой Отечественной войне обеспечили рядовые люди, миллионы скромных тружеников на фронте и в тылу. Каждый советский человек пережил много горя, лишений, проявив высокие качества своего характера. Из горнила испытаний он вышел закаленным и обогащенным духовно. В послевоенное время усиливается внимание художников к простому советскому человеку, к его характеру, психологии.
Коммунистическая партия, осуществляя руководство советским искусством, направляет его по пути идейности и реализма. В послевоенные годы активно развертывается борьба против упадочного буржуазного искусства, против проявлений безыдейности и аполитичности в нашем искусстве. Непримиримо борясь с формализмом и натурализмом, партия отстаивает искусство, близкое и понятное народу. Одной из центральных проблем творчества художников становится проблема реалистического мастерства. Глубже, чем в предшествующие годы, они осваивают наследие — опыт передовых деятелей русского демократического искусства. Возрождение национальных традиций, и прежде всего традиций идейного реализма передвижников, помогло советским художникам создать ряд правдивых и доступных народу произведений искусства, явилось серьезным фактором в борьбе против этюдности и эскизности в живописи, скульптуре, графике.
Сложность развития советского искусства послевоенных лет заключалась в том, что на него все большее воздействие оказывал культ личности Сталина, проявившийся в этот период (1945—1953) с особенной силой. Культ личности был связан с догматизмом мысли, с чиновничьим регламентированием творчества. Он сковывал инициативу художников, препятствовал развитию индивидуальностей, создавая обстановку нетерпимости в критике. Ложные идеи, искажающие действительную картину жизни, проникали и в произведения искусства. Эти произведения возвеличивали и прославляли Сталина. В то же время в них принижалась истинная роль партии и народа; люди изображались в виде безликой и бесхарактерной массы, живое действие подменялось механической расстановкой фигур. Часто это были полотна огромных размеров, рисующие в радужных красках различные празднества и торжества. Так вознич в нашей живописи тип «парадной» картины, в которой помпезность пышных декораций, аплодисменты и улыбки создавали иллюзию безоблачной и легкой жизни. Действительная жизнь, ее трудности и противоречия, борьба нового со старым — все это оставалось за рамками подобных работ.
Наряду с парадными картинами, в нашей живописи получили широкое распространение небольшие произведения, изображающие бытовые сценки незначительного содержания. Показывая жизнь в умиленно-слащавых тонах, прибегая к прямолинейной дидактике, художники лишь потакали вкусам обывателя. По сути дела, это также было отходом от жизненной правды, от решения важных проблем современности.
И все же советское искусство, вопреки влияниям культа личности, оставалось здоровым в своей основе. Главная линия развития нашего искусства определялась политикой партии, направленной на строительство коммунистического общества. Вот почему и в этот сложный период советские художники создали немало произведений, по праву занявших место в искусстве социалистического реализма.
Большинство работ на первых послевоенных выставках отражало события недавнего прошлого, свидетелями и участниками которых были художники.
Обобщая впечатления героических лет военного времени, советские живописцы создают крупные батальные произведения. Много и успешно работают в этом жанре художники Студии имени М. Б. Грекова. Ими выполнен ряд панорам и диорам, показывающих гигантские масштабы сражений минувшей войны, участие в боевых операциях народных масс (диорамы «Форсирование Днепра войсками Советской Армии», 1948; «Бой на Одерском плацдарме», 1948, и другие).
Разнообразны по замыслу, по отношению к изображаемому станковые живописные произведения на темы Великой Отечественной войны. В картине «Конец» (1948) Кукрыниксы с реалистической силой, яркотсатирически показывают последние часы гитлеровского рейха. Эпический размах событий запечатлен в многофигурных батальных композициях П. А. Кривоногова («Победа», 1948, и «Защитники Брестской крепости», 1951). Задушевной лирикой согреты картины, рисующие быт войны, такие, как «Мать» (1945), «О далеких и близких» (1950) Б. М. Неменского и другие. Прославляя героические подвиги народа в Великой Отечественной войне, а также его мирный созидательный труд, живописцы в лучших своих произведениях раскрывают душевное богатство советского человека.
Советская живопись в послевоенные годы пополняется рядом тематических произведений, посвященных важнейшим историко-революционным и историческим событиям. Несмотря на отрицательное влияние культа личности, в лучших картинах глубоко и правдиво раскрывается смысл исторических событий, верно трактуется взаимосвязь личности и народных масс. Многие художники обращаются к событиям Великой Октябрьской революции, к образу В. И. Ленина.
В 1947 году художник В. А. Серов написал картину «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть». Многофигурная композиция передает значительность волнующего исторического момента. В. И. Ленин, фигура которого как бы вырастает из толпы, в энергичном движении обращается к народу, провозглашая начало новой эры — эры народной власти.
В другой своей картине «Ходоки у В. И. Ленина» (1950) Серов решает историческую тему в жанровом плане. Главная мысль произведения — глубокая взаимосвязь вождя Советского государства с народом. Любовно воссоздавая образ Ленина — человека необычайной скромности, простоты и отзывчивости, художник показывает его душевную близость крестьянам, умение прислушиваться к голосу простых людей.



<<< Русская советская живопись . Обзор. Часть 6.

Русская советская живопись . Обзор. Часть 8. >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи