Василий Григорьевич Перов (1833-1882)

«Тройка». Ученики-мастеровые везут воду
«Тройка». Ученики-мастеровые
везут воду (1866)

Образы детей интересовали Василия Григорьевича Перова на протяжении всего его творческого пути. Уже в одной из своих ранних картин — «Проповедь в селе» — художник уделил крестьянским ребятишкам существенное место. Большую роль детские образы играют и в картинах «Чаепитие в Мытищах», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Очередные у бассейна». Им же посвящены «Тройка» и «Спящие дети».
Дети являются активными участниками действия в большинстве произведений Перова. Художника не занимала благополучная жизнь детей привилегированных классов. Его, бытописателя народа, волновали те поистине ужасающие условия, в которых протекало утро жизни простого русского человека. В ряде своих работ Перов повествует о жизни крестьянских и городских детей, уделом которых были холод, голод, непосильный труд, жалкое нищенское существование.
Среди произведений Перова, посвященных детской теме, «Тройка», или, как называл эту картину сам автор, «Ученики-мастеровые везут воду», принадлежит к числу Наиболее известных. Она получила всеобщее признание современников и вместе с другой работой — «Приезд гувернантки в купеческий дом» — принесла Перову звание академика. Но лучшей похвалой художнику был все же восторженный отзыв В. В. Стасова и приобретение картины Павлом Михайловичем Третьяковым.
.. .Зимний вьюжный вечер. По занесенной снегом большой проезжей дороге, мимо заиндевевшей глухой стены трое бедно одетых детей в стареньких тулупчиках (у мальчиков они, видно, с чужого плеча) и дырявых сапогах, напрягая свои слабые силенки, тащат на салазках огромную бочку с водой. Леденящие порывы морозного ветра срывают с крыш сухой снег, теребят рогожу, покрывающую обледеневшую бочку, колют острыми иглами лицо и руки. Как желанно светится огонек в маленьком, чуть виднеющемся кусочке окна, напоминая о теплом, уютном крове!
Свирепый порыв ветра выбивает из-под старенького платка девочки прядки ее черных волос, зло срывает у среднего мальчика тряпицу, надетую им вместо шарфа, треплет ветхие одежонки. Сзади какой-то человек — то ли старший мастеровой, то ли сердобольный прохожий — пытается помочь детям вытянуть бочку из рытвины, и его усилия еще больше подчеркивают непосильность этого труда для слабых детских рук.
«Кто из нас не знает «Тройку» Перова,— писал В. В. Стасов,— этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...»
Много позже, почти десятилетие спустя, Перов написал рассказ «Тетушка Марья», который до некоторой степени освещает длительный путь творческих исканий художника. В этом рассказе Перов описывает свои поиски подходящей натуры и свою работу над образом среднего мальчика, «коренника» изнуренной «тройки». Он умер вскоре, этот мальчик, и его мать, тетушка Марья, пришла как-то к Перову, чтобы еще раз взглянуть на сына, запечатленного художником. Она была поражена сходством своего ребенка с маленьким мастеровым, настолько жизненно правдивым был созданный художником образ...
Главное внимание Перова при работе над «Тройкой» было обращено на изображение детей. Он отводит им центральное место; они написаны особенно тщательно, любовно, бережно. Художник вложил в образы детей-тружеников свое горячее сочувствие бедному люду.
В ряде своих произведений, желая вызвать у зрителя чувство жалости, Перов всячески подчеркивал в детях черты болезненности. Дошедшие до нас подготовительные материалы к «Тройке» свидетельствуют, что и в работе над этой картиной Перов первоначально пошел по тому же пути. И в карандашном и в масляном эскизах лица детей почти уродливы в своем крайнем истощении, ребячьи фигурки угловаты, а острые линии лохмотьев еще более подчеркивают их худобу.
Не удивительно, что оба эскиза не удовлетворили Перова. Он выбрал путь поэтизации детских образов, придал им черты миловидности и выражение страдания.
«Тройка», подобно «Проводам покойника», находит себе целый ряд аналогий в русском искусстве второй половины XIX столетия. *У Мусоргского вы встречаете живой репо!ап1 ко всему этому,— писал Стасов.— его романсы «Сиротка»... и его «Спи- усни, крестьянский сын»... столько же трагичны и столько же чудесны по красоте, как картина Перова.
«Холодом-голодом греюсь, кормлюся я»,— со щемящим выражением и прерывающимся голосом лепечет «Сиротка». «Бранью-побоями, страхом-угрозою добрые люди за стон голодный мой потчуют.. . Нет моей силушки...» Та же доля и у «крестьянского сына» А. Н. Островского, которого стихи передал Мусоргский с неподражаемым выражением тяжелого горя, чувства и музыкальной красоты...»
Родственно «Тройке» и замечательное стихотворение Н. А. Некрасова «Плач детей», в котором перед читателем воочию встают трагические картины жизни детей капиталистического города.
Несмотря на то, что Перов никогда не претворял свои творческие замыслы в серии картин, логическая связь между отдельными его холстами объединяет их в своеобразные живописные повествования. В произведениях Перова разных лет можно прочитать и сатирический рассказ о монашеском чревоугодии, и трагическую повесть о судьбе русской женщины (прекрасно дополняемую литературными заметками художника «На натуре. Фанни под № 30»), и грустный рассказ о жизни крестьянских детей. Художник начинает его картиной «Проводы покойника», продолжает в «Тройке». Ту же тему он очень тонко раскрывает в картине «Спящие дети», изображающей убогое нищенское ложе, на котором по-детски сладко спят одетые в лохмотья мальчик и девочка. И, наконец, она же затрагивается в уничтоженной Перовым картине «Очередные у бассейна» — работе, во многом напоминающей «Тройку».
«Тройка» не только сюжетно связана с «Проводами покойника». Боль-Шую роль в обеих картинах играют психологические характеристики, а также эмоциональный строй пейзажа и колорита. Удачно использует здесь Перов и то противопоставление, которое было однажды найдено им в «Проводах покойника»: весело бегущая собачка, храбро вступающая в поединок с ветром, здесь также подчеркивает по контрасту основную мысль произведения.
Конечно, «Тройка» несколько уступает «Проводам покойника» в лаконичности и благородной простоте выражения авторского замысла. Она более однообразна и по колориту. В какой-то мере снижают художественную ценность картины элементы сентиментальности, особенно в обрисовке крайнего мальчика справа. Тем не менее большой социальный смысл, который художник вложил в эту работу, глубокий драматизм ее жизненного содержания и мастерство исполнения ставят «Тройку» в ряд выдающихся полотен русского искусства.



<<< Василий Григорьевич Перов (1833-1882)

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) >>>

«««Русская живопись XVIII в»»»
«««Русская живопись начала XIX в»»»
«««Русская живопись конца XIX в»»»
«««Русская живопись XX в. Советская живопись.»»»

© Sega 2005-2016
Рекламные статьи